Край партизанской славы
«Крым - край партизанской славы» - эти слова на стеле встречают приезжающих на полуостров, а на Южный берег люди едут мимо сразу двух памятных знаков народным мстителям - на местах былых боёв… И в Симферополе - памятник партизанам и подпольщикам, и в иных крымских городах и сёлах есть места памяти односельчан-героев, часто совсем юных ребят, отдавших жизни за Родину. Впрочем, тогда, восемьдесят с лишним лет назад они, мужчины и женщины, юноши и девушки, мальчики и девочки, что в период фашистской оккупации боролись здесь с врагом, не делились ни по возрасту, ни по национальности, никак - у всех одна цель, спасти родную землю, победить. Они все понимали, что узнать о том многим не доведётся, но не страшились этого, гибели не страшились, Родина важнее личного - здесь, в оккупации, их фронт, их труд и борьба. Так думали не только крымчане, народные мстители, в этом были уверены партизаны и подпольщики во всех временно оккупированных фашистами регионах Советского Союза. Памятью им всем стало освобождение страны, Победа, а награда, зачастую и невручённая, - медаль «Партизану Отечественной войны».
Помня имена
Медалью, появившейся в феврале 1943-го по рисунку Николая Москалёва, награждали партизан, их командиров, организаторов партизанского движения «за отвагу, геройство и выдающиеся успехи в партизанской борьбе за советскую Родину в тылу немецко-фашистских захватчиков». Но по факту медаль заслужил и весь наш полуостров, все народные мстители, даже уже, увы, погибшие к моменту её появления. Жизнью, подвигом, верой, борьбой заслужили. И наша газета гордится, что хоть и нет официально среди редакционных наград этой медали, но она всё равно и наша, всего «Красного Крыма», бахчисарайского отрядного «Крымского партизана», ялтинской подпольно-партизанской «Крымской правды», бригадного Северного соединения «За Советский Крым». Мы помним и гордимся, что наши коллеги сражались в Крыму в подполье, в партизанских отрядах: погибшие Исай Блох, Иван Сухиненко, Георгий Кокушинский, Ефим Певзнер, Александр Стогний; узнавшие о Победе и точно награждённые этой медалью - Евгений Степанов (редактор), Сергей Лаганбашев, Эммануил Грабовецкий. Андрей Казанцев, Михаил Сохань…
А ещё, перелистывая архивные страницы газеты, узнаём, как сражались и погибали крымские партизаны - о подпольщиках, остававшихся в населённых пунктах в период оккупации полуострова, не писали в газетах - из соображений безопасности. По этим же причинам большинство партизан из публикаций остались нам неизвестны - только первая буква имени или фамилии иногда. Но всё равно хоть о ком-то узнаём. Вот заметка января 1944-го: «Отряд партизан под командованием комсомольца товарища К. недавно внезапным ночным налётом разгромил вражеский гарнизон численностью 200 человек. При разгроме партизаны взорвали крупный склад боеприпасов и захватили много трофеев. Через некоторое время отряд товарища К. снова совершил дерзкий налёт на гарнизон противника в 50 человек. Только за месяц отряд провёл 11 успешных боевых операций». Благодаря воспоминаниям коллег, знаем, отряд - 17-й, а комсомолец К. - Октябрь Козин, разведчик, который осенью 1941-го, когда фашисты всё же прорвали крымскую оборону, смог вывести из окружения почти три сотни однополчан, ставших нашими партизанами. Кстати, в 17-м отряде в разведке (не раз спасал любимый конь Рыжик) служила и его будущая жена Валентина Годлевская. Защитники Крыма в войну, труженики в мирное время Октябрь Аскольдович и Валентина Викентьевна - были (и есть!) друзья газеты, и у обоих среди иных наград - медали «Партизану Отечественной войны». Редактор «Красного Крыма», комиссар 1-й бригады Северного соединения Евгений Степанов в книге «Партизанскими тропами» писал об Октябре Козине, отрядом которого спасено от фашистского подрыва Аянское водохранилище: «Он выглядит совсем юным, хотя это уже бывалый командир. Быстрый, порывистый. Говорит чётко, без лишних слов». А Илья Вергасов, начальник штаба, командир 4-го партизанского района, в «Крымских тетрадях» писал: «В бою хитёр, весел и безотказен. Октябрь Козин закончил своё партизанство с партийным билетом в кармане. Он командовал боевым отрядом, и о нём знают крымские мальчишки. Правда, не знают, что Октябрь в тринадцать лет имел больное сердце и много-много дней провёл на больничной койке…». Когда Родина в опасности, о личной боли народный мститель старался не вспоминать, как не вспоминали о ней и, увы, не дожившие до освобождения Крыма подпольщица Зоя Жильцова, партизан Иван Сухиненко… Помним.
Заметка за 17 марта 1943-го - как раз о первом награждении партизанской медалью. «За отвагу, геройство и выдающиеся успехи в борьбе с ненавистным врагом медалями первой степени награждены 24 человека. Медалями второй степени награждены 115 партизан. Среди награждённых врач Ольга П., оказывавшая больным и раненым партизанам медицинскую помощь в тяжёлых условиях». Благодаря воспоминаниям командира 2-го партизанского района Ивана Генова знаем имя - «наша уважаемая докторша Ольга Приходько». Ольга Григорьевна до войны работала в медицинской службе аэродрома под Севастополем, на фронт ушла добровольцем, участница обороны города-героя, потом партизанский врач, как писали в наградном листе «неоднократно ходила с отрядами партизан на боевые задания, спасла жизни многим офицерам и партизанам. Показала образцы мужества и умения в выполнении заданий, участвуя в разведывательных операциях».
Бои, бои…
Их, партизанских, было 252 за почти 900 дней борьбы с врагом, а ещё почти две тысячи диверсий - и партизан, и подпольщиков, как, например, взрывы нефтебазы под Симферополем, штабного автобуса и фашистского самолёта, просто расклеивание листовок, номеров нашей газеты, тогда «Красного Крыма», ежесекундно рискуя попасть в фашистскую облаву… Если подпольные группы вначале, уже после оккупации Крыма, формировались, что называется, по наитию, объединяя знакомых патриотов, как, к примеру, будущая молодёжная организация Коли Долетова, Бори Хохлова, Жени Семнякова, Сени Кусакина и их школьных товарищей, то к партизанской борьбе полуостров, выполняя директиву Совнаркома от 29 июня 1941-го, готовился заранее. Конечно, не хотелось верить крымчанам, что враг сможет пройти и на полуостров, но… И закладывались партизанские базы с продовольствием, но не помогли они в итоге: часть разграбили фашисты - предатели склады выдали, часть пропала естественно, как писал потом начальник штаба партизанского движения Иван Сметанин: «Закладка баз проводилась небрежно. Ямы не просушивались, в результате сгнило много продуктов. Были дни, когда партизаны жарили и ели свои постолы (обувь), оленью кожу и мясо убитых лошадей 6-месячной давности. Имели место случаи людоедства (людоеды расстреляны)». И голод первой военной зимы унёс очень много партизанских жизней - трагическая история полуострова. Помним.
Помним, как осенью 1941 года, когда фашисты уже подступали к Крыму, патриоты объединялись в отряды, к ним потом добавились красноармейцы, отступавшие под напором более сильного врага. Командиром партизанских отрядов стал Алексей Мокроусов, комиссаром Серафим Мартынов, начштаба вначале - Иван Сметанин. Леса полуострова разбили на пять районов (к концу 1942-го останется 3, потом 2 сектора), отрядов предполагали 29, но создать смогли 24, ещё три потом добавились из красноармейцев. Кроме горно-лесной местности, отряды думали создать и в каменоломнях Керченского полуострова, но создали лишь в Аджимушкайских и Старокарантинских, где Володя Дубинин сражался. А вот в катакомбах Ленино, Ак-Моная и Караларских выработках отряды партизан так и не появились, в сёлах там подпольщики боролись. К концу 1943-го отрядов было 33, объединённых в 8 бригад, позже бригад стало 7 и отрядов 27 - объединённых в Северное (командир Пётр Ямпольский, комиссар Николай Луговой), Южное (Михаил Македонский и Мустафа Селимов) и Восточное (Владимир Кузнецов и Рефат Мустафаев) соединения. А самый первый бой принял 5 ноября (иногда упоминается 3-е) 1941-го 17-й Ичкинский отряд - в районе Нижнего Кок-Асана: они четыре часа сдерживали фашистов, чтобы смогли спастись обессилившие остатки двух полков и госпиталь. Примечательно, что решение о бое приняла комиссар отряда Вера Золотова - командир Михаил Чуб был в тот момент в штабе района, но срочно потом вернулся. Тогда в отряде четверо погибли, шестеро пропали без вести (читай - погибли) и трое ранены, зато 123 врага уничтожили. 7 ноября 1941-го, годовщину Великой Октябрьской Социалистической революции, боем у деревни Бия-Сала (Верхоречье, Бахчисарайского района) отметили бойцы Бахчисарайского партизанского отряда (командир Константин Сизов, комиссар - Василий Чёрный), спустя несколько дней в бою у горы Мулги командир погиб (отряд возглавил потом Михаил Македонский), но более сотни врагов удалось тогда уничтожить и заставить фашистов отступить к селению Коуш (Шелковичное)…
Бои, диверсии, листовки, подвиги народных мстителей, партизан и подпольщиков, что всеми силами, жизнями своими старались поддерживать у земляков веру в победу, защищали, берегли полуостров. Помним!