Почему выросла стоимость такси

3 Октябрь 2023 323
Проезд на такси стал безопаснее и дороже. Фото Сергея КУКСИНА.
Проезд на такси стал безопаснее и дороже. Фото Сергея КУКСИНА.

Таксисты не торопятся получать официальное разрешение на работу. К такому выводу пришли собкоры «Российской газеты», проанализировав изменения, произошедшие в сфере таксомоторных перевозок после вступления в силу нового федерального закона о такси. Напомним: 1 сентября заработал закон, призванный вывести рынок перевозок из тени. Законодательные новеллы вызвали много споров, которые не утихают.

Одна из основных задач этого закона - создать официальные реестры агрегаторов, перевозчиков и машин легковых такси. Теперь работать имеют право только те, кто значится в списках. Например, водители, у которых есть судимость, или нарушители дорожных правил попасть в реестр не смогут. Ещё одно условие: должен быть полис ОСАГО. Каждый день перед работой таксист обязан пройти медосмотр. Это, конечно, огромный плюс: пассажир сможет чувствовать себя в большей безопасности. Однако многие владельцы предприятий и сами таксисты уже заявили, что все пункты закона сложно выполнить. Так, водитель из Севастополя рассказал корреспонденту «РГ», что получил новое разрешение без особых сложностей, его автомобиль добавлен в реестр. А вот с полисом ОСАГО для работы в такси есть проблемы.

- В Крыму получить полис очень непросто, страховые компании отказывают нам под разными предлогами, - говорит Владимир. - Я пробовал оформить электронный документ, потратил три часа, а в итоге всё равно отказ. Большинство водителей работали с обычными полисами ОСАГО, но теперь за это будут штрафовать.

Ежедневный медосмотр, по его словам, дисциплинирует водителей. Не будет соблазна сесть за руль с похмелья или с высокой температурой. Главное, чтобы он не проводился фиктивно, иначе это превратится в простую продажу справок, за которые в итоге заплатит пассажир.

Водитель говорит, что работать по новым правилам можно. Главная проблема сейчас - резкое подорожание топлива, которое стоит в Крыму значительно больше, чем, например, в Краснодарском крае: разница в ценах превышает десять рублей. За техобслуживание теперь тоже приходится платить больше. Поэтому некоторые службы такси стали поднимать цены: с начала августа стоимость поездок выросла на 25-30%.

Всего в Севастополе уже почти 5000 автомобилей такси внесено в реестр, зарегистрировано 113 перевозчиков и шесть агрегаторов.

По словам председателя межрегионального отделения профсоюза работников автотранспорта «Таксист» Анны Лазаревой, за последние два года 90% водителей такси в Севастополе оформились как самозанятые и трудятся легально. Поэтому получить новое разрешение для них - не проблема. Однако Лазарева подтвердила сложности с получением специального полиса ОСАГО.

- Те немногие страховые компании, у которых в Крыму есть офисы, отказывают таксистам, придумывают всякие уловки, вплоть до поломки компьютера, - говорит Лазарева. - Мы поднимали этот вопрос на всех уровнях, ситуация непробиваемая. Представители Российского союза автостраховщиков говорят, что им в существующих условиях страховать такси невыгодно. А если поднять стоимость полиса до 100 тысяч рублей, то таксисты не потянут. Есть надежда на оформление страховки онлайн, недавно вновь начали принимать заявления в электронном виде.

Медосмотр водителей в городе проводят несколько частных клиник, водители должны сами обратиться и заключить договор. По словам главы профсоюза, на клиники теперь также ложится ответственность. Они не смогут выдавать липовые справки. Если водитель нарушит ПДД, попадёт в аварию из-за проблем со здоровьем, а при нём будет справка, что этим утром он прошёл медосмотр и был допущен к работе, то спросят с клиники.

В Севастополе не обязывают водителей перекрашивать все машины в один цвет. В профсоюзе считают, что это не повлияет на качество и безопасность поездки, а лишь сократит число автомобилей такси. Ранее было лишь рекомендовано водителям при смене машины отдавать предпочтение белому или серебристому цвету: такие авто меньше нагреваются на солнце. И многие прислушались к рекомендации.

- Изменения, фиксируемые новым законом, отразятся на стоимости проезда, - считает Анна Лазарева. - У нас и так за последние несколько лет себестоимость проезда километра выросла втрое. Она складывается из целого ряда факторов: цены автомобиля, запчастей, техобслуживания, мойки машины, замены резины, а теперь ещё и прохождения техосмотра, медосмотра, покупки страхового полиса и подорожавшего топлива. Чтобы поездка была безопасной и комфортной, нужно выполнить все требования. Эти расходы лягут на пассажиров.

По данным крымской территориальной организации профсоюза работников пассажирского транспорта «Таксист», сейчас, согласно реестру на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, разрешение выдано примерно 4400 водителям. Вместе с тем в реестр службы заказа такси внесено только два агрегатора, хотя на полуострове их десятки. Проблема в том, что приёмом документов и разъяснительной работой в Минтрансе Крыма занимается лишь один человек, что создаёт дополнительные сложности.

Как и в Севастополе, есть проблемы со страховкой ОСАГО для такси. До сих пор на полуострове работает лишь одна страховая компания. По данным профсоюза, страхуют автомобили такси неохотно, ссылаясь на то, что эти машины имеют повышенный износ и такой же риск аварийности. Зачастую таксистам навязывают дополнительные услуги, которые ведут к удорожанию страховки. В Минтрансе Крыма, куда «РГ» также обратилась за разъяснением, от комментариев воздержались.

Участники рынка такси сходятся на том, что стоимость поездки для пассажира неизбежно вырастет. В Крыму поездки стали дороже на 30%. Не исключено, что около рынков, кинотеатров или торговых центров будут выстраиваться очереди «бомбил», желающих подвезти пассажира. Однако большинство работников отрасли убеждены, что лучше пассажиру заплатить больше, но быть уверенным в своей безопасности. Важно, что рынок такси выходит из тени. Раньше некоторые перевозчики работали под «чёрным флагом», а сейчас идёт постепенный, не без трудностей, переход к прозрачному бизнесу.

Юлия КРЫМОВА, Сергей ВИННИК.