Кинофорум для поддержки молодёжи

25 Июль 2023 712
Фёдор Попов: «Назрела необходимость защиты старого, доброго, вечного». Фото предоставлено организаторами форума «Глобальные ценности».
Фёдор Попов: «Назрела необходимость защиты старого, доброго, вечного». Фото предоставлено организаторами форума «Глобальные ценности».

В Севастополь на международный форум молодых кинематографистов «Глобальные ценности» приезжали представители девяти стран: Греции, Ирана, Казахстана, Китая, Кыргызстана, Сенегала, Хорватии, Узбекистана и Словакии. Они показали короткометражные фильмы, вошедшие в конкурсную программу, провели встречи со зрителями и мастер-классы. Форум продлился до 24 июля. Корреспондент «Российской газеты» встретилась с руководителем продюсерского центра «ВГИК-Дебют» Фёдором Поповым. Разговор шёл о новых именах в российском кинематографе, о проблемах, которые волнуют молодых авторов, и о том, сложно ли сегодня дебютантам найти финансирование.

Кино из 10 стран

- Фёдор Максимович, в чём главная идея форума «Глобальные ценности»?

- В том, чтобы поддерживать молодёжь, которая интересуется темами, актуаль­ными сегодня во всём мире: антиглобализм, защита национальной идентичности и традиций, многополярный мир, профессиональный долг, патриотизм, традиционные и семейные ценности.

Всё это - вечные ценнос­ти, на которых основан мир, они есть в разных религиях и идеологиях. Когда в тренде оказался пересмотр устоев, назрела необходимость защиты старого, доброго, вечного.

Картины из разных стран поднимают общечеловеческие проблемы, но в то же время предлагают свой национальный киноязык. Это отдельное достоинство. Люди с разных континентов на разных языках говорят об одном и том же, поднимают те же проблемы. Есть возможность заглянуть в мир каждой страны, понять традиции, увидеть, что нас объединяет. Это очень ценно и дорого, особенно в сегодняшней ситуации.

- Насколько трудно было собрать такой форум?

- Конечно, не все иностранцы могут доехать. Вообще, мы начинали наш форум в непростое время пандемии, поэтому уже закалены. Люди едут, география приличная.

Сначала они собрались в Москве, потом ехали на поезде в Крым. Они больше времени проведут в дороге, чем на самом форуме в Севастополе. Представляете, сколько добираться в Крым из Африки? Или Китая? И мы делаем всё, чтобы они уезжали с эмоцио­нальным багажом и хотели вернуться. И многие хотят.

Покажем им Севастополь, город боевой славы, с богатой историей. Это важно для нас, и я верю, что и для них тоже. Молодые люди из разных стран потом поедут и будут рассказывать о том, что увидели.

Кубанские греки

- Какие тенденции вы наб­людаете в молодёжном кино?

- Тенденция всегда одна. Молодёжь очень чутко относится ко времени и всегда живёт в ногу с ним. Это не значит, что молодёжь снимает только о молодёжи.

Как ни странно, очень много фильмов - о семейных ценностях, традициях, взаимоотношениях отцов и детей, взаимопонимании и уважении. Их мы и отбираем на конкурс. Сегодня приходится доказывать очевидные вещи, что важнее семьи ничего нет, что ломать национальные традиции - всё равно, что рубить корни у дерева, что необходимо уважать старших. Что мир должен быть многополярным, чтобы были разные культуры, разные языки и народы.

- Расскажите о фильмах, которые представили на форуме?

- Внимания достойны фильмы из Сенегала, Ирана, Греции. Например, сенегальская картина «Последний рыбак» - о деревне, где все люди живут рыбным промыслом. Но они оказались на грани выживания из-за огромных кораблей, которые вылавливают всю рыбу. При этом люди женятся, воспитывают детей.

Другая картина посвящена грекам, живущим на юге России, где исторически было много греческих поселений. Режиссёр из Греции отправился в Краснодарский край, мы помогали ему снимать. Он встречался с греческими семьями, брал интервью, проводил исследование. Картина эта о многонациональности, об уважении разных культур.

- На форуме были представлены два дебютных полнометражных фильма. Чем они интересны?

- Детский фильм «Приключения маленького Бахи» представил сам режиссёр - Александр Галибин. Сценарий написала дебютантка Анна Вейлерт.

Картина получила множество призов за сценарий и режиссуру, в частности, Галибину вручили Госпремию. Фильм об ответственности. Маленький ребёнок берёт на себя ответственность за семью, за родственников в соответствии с традициями дагестанского народа. В Дагестане картина долго не сходила с экранов, залы были полные.

Вторая работа - «На выдохе» Рината Махмудова, студента ВГИКа. Её представит актриса Анастасия Самылова, для неё это первая большая роль в полнометражном фильме. Главная героиня - молодая девчонка, детдомовка. В начале фильма мы встречаем её волком, она выживает. А в конце совершает благородный поступок. Картина о становлении личности, жизнелюбивая и жизнеутверждающая.

Бюджет вырос в два раза

- Сложно найти деньги на проект начинающего режиссёра или сценариста?

- Государство сегодня относится к дебютантам очень внимательно. И к детскому кино тоже. Тут не на что пожаловаться. Бюджеты картин увеличились вдвое.

Мы раньше снимали картины за 25 миллионов рублей, это кот наплакал. Приходилось ухищряться, для дебютанта это огромное производственное испытание. А надо ещё творческую идею сохранить и провести через все тернии. Сейчас бюджеты увеличились до 40-50 миллионов рублей. Если режиссёр окончил ВГИК не более пяти лет назад, то есть шанс получить полное финансирование картины.

Найти деньги дебютанту сегодня легко, если он достоин. Проблема в другом - невозможно быстро сделать так, чтобы дебютов стало не 10, а 100. Чтобы дебютант состоялся и получил финансирование, он сам должен быть готов, иметь хороший сценарий. Сразу пос­ле ВГИКа сложно дебютировать, это очень редкие случаи. Нужно поработать, научиться производству, пройти путь, который занимает у кого-то два, пять, а у кого-то и 10 лет.

- Коммерческим кинокомпаниям это неинтересно?

- На дебютном кино не заработаешь, это всегда недорогое кино. Крупные картины, которые выходят в прокат, имеют бюджеты в десятки раз больше.

Я не говорю, что главное - бюджет, но он имеет значение. Он позволяет предложить зрителю особый аттракцион, какие-то дорогостоящие вещи - компьютерную графику, спецэффекты.

И потом, дебюты - это не про сегодняшнее, а про будущее. У нас миссия - давать кинематографу новые имена, которые через 5-10 лет станут классиками. Прокат на дебютах мы сделаем потом, через несколько лет.

Справка

Истоком был международный студенческий фес­тиваль, который продюсерский центр «ВГИК-Дебют» проводит уже более 13 лет. Потом возникла идея учредить премию «Глобальные ценности» и вручить её в Севастополе. В 2021 году там прошёл первый международный форум молодых кинематографистов. 18 марта - в годовщину воссоединения Крыма с Россией. А с 2022 года форум проводят летом.

Юлия КРЫМОВА.