Вызов исторического масштаба

Когда в войне за будущее победит школьный учитель

18 Апрель 2023 626
Валерий Фадеев. Фото Сергея КУКСИНА.
Валерий Фадеев. Фото Сергея КУКСИНА.

Последнее время энергично говорят о необходимости изменений в российском среднем образовании. Однако в основном обсуждают Болонскую систему и ЕГЭ, то есть - форму. Но когда мы будем обсуждать суть дела - содержание образования, задаётся вопросом советник президента России Валерий ФАДЕЕВ. Между тем есть недвусмысленная позиция президента России, поручения по созданию новых школьных курсов истории и обществознания. И эти поручения требуют глубокого переосмысления в свете грандиозных исторических процессов, происходящих в мире, и места России в них. Работа по изменениям курса истории уже ведётся. Но я позволю себе взглянуть на проблему шире. Очень скоро встанет задача обновления всего гуманитарного образования, и более того - всех общественных наук. Обновление будет происходить в поиске образа цельного гармоничного человека будущего. Это не фантазия, не прихоть. Это - вызов времени.

Ответ или опережение

Говорят, надо вернуться к советской системе образования, которая долгое время считалась лучшей в мире. Она была построена в ответ на вызов. Советская система служила задачам ускоренного промышленного развития и обороны. Естественные науки и инженерное дело были в центре этой системы.

Любое масштабное преобразование - это ответ на вызовы, на серьёзные проблемы, которые нужно преодолеть. В сфере образования советский пример не единственный. В начале XIX века униженная Наполеоном Пруссия мечтала о единой Германии. Братья Гумбольдты создали университет нового типа, фактически этот тип университета преобладает в мире и поныне. Кроме того, они модернизировали систему школьного образования. Уже через два десятилетия Германия получила первоклассную образованную бюрократию и офицерский корпус. И это был один из главных факторов объединения Германии. Царскосельский лицей в России был создан для подготовки чиновников высшего ранга. Он дал целую плеяду политиков, писателей, поэтов. Впрочем, и декабристов. Американская образовательная реформа в 60-х годах ХХ века была ответом на советские успехи в науке, технологиях и в космосе.

Вызов суперсистеме

Вызов, который стоит перед нами, - вызов исторического масштаба. Западная цивилизация завершает цикл своего развития. Она дала человечеству огромные достижения - в науке, культуре, социальной жизни, в экономике. Но он заканчивается. Мы видим очевидные признаки разложения западной цивилизации. Отрицать это - значит, проявлять неосведомлённость или хуже того - наивность, а наивность в нашем прекрасном, но яростном мире плохой поводырь. То, что мы наблюдаем, это - не локальные явления, не заблуждения. Это закономерный финальный акт жизни западной социокультурной суперсистемы. С этим трудно согласиться, глядя на достижения Запада. Но ещё семьдесят лет назад социолог Питирим Сорокин предвидел такой финал. Его прогноз во многом совпадёт с тем, что мы видим.

Культ потребления и удовольствия и - свобода, теперь бесславно приниженная для получения удовольствия. Идеология ЛГБТ, бездетности, эвтаназии - это идеология смерти. А ведь при всех грехах капитализма он был созидательным. Теперь ему почти не нужны работники и созидатели, а только потребители. Проталкивается концепция безусловного базового дохода: вы можете даже не работать, мы дадим вам деньги, только - покупайте.

Цифровизация. Невозможно отрицать пользу, которую принесли компьютеры человеку. Но что на другой чаше весов? Человечество жило несколько столетий в эпоху Гутенберга. Книги создали новое образованное человечество. Теперь наступила эпоха Цукерберга. Хозяева IT-компаний, в основном американских, заявляют: мы отменяем тайну частной жизни. И организуют тотальную слежку. Мы пока даже не осознаём, к каким антропологическим изменениям приведёт ликвидация тайны частной жизни. Нами манипулируют в интернете. Собирают о нас информацию, потом подвергают цензуре то, что мы там ищем; навязывают рекламу; в социальных сетях загоняют пользователей в так называемые эхо-камеры. И мы не знаем, кто и как принимает решения, алгоритмы засекречены.

Последствия для культуры. На мир обрушился вал низкой культуры. Она была всегда, но никогда не доминировала; её представители не позволяли себе разрушать иерархию культурных ценностей. И раньше менялись культурные эпохи, появлялись новые стили. Но эти творцы были талантливыми людьми. Теперь же низкая культура выдвигает бесталанных наглецов, которые умеют потакать пошлым предпоч-
тениям публики, потому что сами пошляки. Теперь ничего не стыдно, потому что мерило успеха культурного продукта - быстро заработанные деньги. Я полагаю, что только надлежащее образование усмирит этот девятый вал вульгарности, захлестнувший общество.

Цифра и образование. Раздаются голоса, что скоро львиная доля молодёжи будет получать дистанционное или полудистанционное высшее образование. И только один из ста получит настоящее образование с живыми профессорами. Причём второсортность дистанционного образования признаётся, но говорят: «Зачем нам столько лидеров»? Прямо говорят: «Не надо воспитывать личностей»! Напомню, что президент Путин высказывался против избыточного использования дистанционного образования, это лишь вспомогательный инструмент.

Ещё модный тезис: образованными людьми трудно управлять. Как будто наша страна стыдная, и вместе с образованием молодые люди об этом узнают. Те, кто так говорит, так и думает про свою страну. Осенью прошлого года, когда была объявлена частичная мобилизация, часть молодёжи побежала за границу. Толпы скопились на границе с Грузией, с Казахстаном. Многие из этих молодых людей закончили самые видные вузы. Считается, что они получили хорошее образование. Я полагаю, наоборот, они получили дурное образование; и ещё более дурное воспитание.

Итак, мы находимся внутри финального кризиса западной социокультурной суперсистемы. Кризис затрагивает весь мир, поскольку западная цивилизация управляла миром последние столетия. Впереди переход к интегральной, новой социокультурной системе. Кто поймёт будущее, подготовится к нему, если хотите, создаст будущее, тот и выиграет. И образование - одна из тех сил, что создадут новое будущее. Актуальные мировые задачи сможет решить только поколение широко образованных людей.

Фундамент будущего

Новой системе образования нужен дальновидный план. Сейчас: человек наслаждающийся, потребляющий, человек, которым манипулируют. Нужно: человек цельный, познающий, созидающий. А значит, свободный. Одни только «навыки и компетенции» здесь не вывезут. Нужно строить фундамент будущего интегрального общества.

Каковы основные черты этого общества? Сошлюсь на предвидение Питирима Сорокина: реальность многогранна; потребности, цели и ценности - и духовные, и материальные, однако материальные подчинены духовным; развивается не только естественная наука, но и духовное познание; человек стремится контролировать и управлять природой, но и контролирует себя, ограничивая чувственные удовольствия. Речь идёт о человеке цельном.

Существуют три института познания мира: наука, искусство и религия. У каждого института свои методы познания, свой язык. Каждый человек должен если не освоить эти методы - научный, художественный и религиозный, то хотя бы иметь о них представление. Система образования должна учить всем трём способам познания мира. А сегодня господствует подход к познанию и образованию XVIII-XIX веков. Это схемы «прогресса». Например, согласно Вико, человечество проходит три стадии развития: искусство, начиная от наскальной живописи, религия - мистическая форма познания и философия, когда торжествует разум. Эти формы не могут мирно уживаться друг с другом, но следуют друг за другом в определённом порядке. Религиозное отношение к жизни должно уступить место рациональному, или философскому. Гуманизация человека, его облагораживание, приобщение к Абсолюту - это и будет ответ на вызов времени.

Валерий ФАДЕЕВ.

Источник: rg.ru