Новая жизнь советской легенды

20 Январь 2023 476
В высокой части заводского цеха собирают корпуса будущих судов.
В высокой части заводского цеха собирают корпуса будущих судов. Фото Анны Кадниковой.

Скрежет разрезаемого металла, рёв инструментов, гул производственных машин - вот из чего состоит специфическая музыка цехов, в которых рождаются корабли. Судостроительный завод «Море» был основан в Феодосии ещё в 1938 году. С тех пор здесь было построено более тысячи судов и кораблей. В том числе известных во всём мире судов на подводных крыльях: «Ракета», «Комета», «Восход», «Циклон» и «Олимпия». В своё время построенные на феодосийском заводе корабли поставлялись в 37 стран мира.

«Море» оживает

Восстановленный после Великой Отечественной войны, в советское время завод выпускал скоростные военные катера. Его лучшие годы пришлись на 1970-1990-е, когда предприятие стало основным поставщиком катеров на подводных крыльях: как для ВМФ СССР, так и на экспорт. Здесь же строились гражданские пассажирские суда на подводных крыльях. В первые годы после распада Советского Союза завод «Море» продолжал стабильно работать, используя старые разработки, но вскоре выяснилось, что уникальная верфь Украине не нужна. При «незалежной» завод быстро разворовали и обанкротили.

Первое время после возвращения Крыма в Россию предприятие всё ещё находилось в плачевном состоянии. Ситуация стала меняться к лучшему, после того как по поручению президента РФ завод вошёл в Объединённую судостроительную корпорацию России (ОСК).
У предприятия появились заказы на постройку кораблей, катеров и изделий из стеклопластика для нужд Министерства обороны РФ и коммерческих перевозок. Министерство промышленности РФ совместно с республиканским правительством оказало содействие в модернизации производства. Предприятие выплатило накопившиеся долги по зарплате.

Сейчас «Море» охватывает весь спектр судостроительных работ: проектирование, строительство, модернизацию и техническое обслуживание. Есть планы по оптимизации производственных мощностей и формированию портфеля заказов на долгосрочную перспективу. В частности на строительство рыболовецких сейнеров и скоростных пассажирских судов. Ведутся переговоры о получении заказа на строительство буксира ледового класса. Руководство завода рассчитывает, что предприятие сможет приступить к строительству таких судов уже в этом году.

Совместно с Морским управлением Федеральной службы войск нацгвардии РФ прорабатывается вопрос о возможности строительства рейдового водолазного катера. Уже разработан проект пассажирского судна «Афалина». Оно может использоваться в прибрежной морской зоне для регулярных пассажирских перевозок, экскурсионных и туристических морских поездок.

Нужны рабочие руки

Судостроительный корпус завода состоит из высокой и низкой частей. В низкой расположен заготовительный участок - здесь обрабатывают и режут металл. Шум в цеху стоит невообразимый. Заготовки кроят, обтачивают, зачищают. Тут и там в воздух взмывают снопы искр: оранжевых от резки металла и голубых от сварки.

- Сюда завозятся все материалы. Тут же их кроят и обрабатывают, - поясняет заместитель генерального директора предприятия Антон Корзун. - После этого идёт перемещение заготовок в другой пролёт, где начинается изготовление секций. Из них формируются блоки, которые стыкуются для формирования корпуса корабля.

Число занятых в производстве работников зависит от его загрузки: по мере развития завода растёт потребность в людях. В советское время на предприятии трудились 6,5 тыс. человек. Сейчас - около 400.

- Конечно, стараемся возвращать бывших сотрудников с других предприятий: многие уехали на материковые судостроительные верфи, - говорит Антон Корзун. - После вхождения в ОСК, в рамках кооперации с другими предприятиями нам помогают в поисках специалистов. У нас есть своё общежитие, где могут жить работники завода. Это, конечно, не отдельная квартира, но мы стараемся создать комфортные условия.

Большие планы

В высокой части цеха происходит непосредственно строительство судовых корпусов. Сейчас она не особенно загружена: здесь строят спасательный катер-бонопостановщик, два судна на подводных крыльях «Комета» и семь судов-мишеней (такие используют для морской артиллерийской практики и для испытания оружия).

- В советское время этот корпус пустым не бывал. Здесь строили суда на подводных крыльях и на воздушной подушке, - вспоминает начальник инженерного центра завода Борис Козлов. - Технические возможности этого корпуса огромны. Его высота составляет 32 метра - здесь можно строить что угодно. Ограничения есть только в возможности спуска готового судна на воду.

Именно на расширение этих возможностей направлены запланированные на текущий год модернизация спускоподъемного комплекса и углубление дна. После завершения этих работ станет возможным строительство судов длиной до 80 метров и водоизмещением до 1050 тонн.

- Это позволит собирать буксиры (в том числе ледокольного класса), катера для Росгвардии и Минобороны, водолазные суда для научных исследований, - отмечает генеральный директор предприятия Олег Флусов. - В принципе завод может строить любые суда из алюминиевого сплава, стали и композитных материалов. Последние являются новшеством для России. Композитные материалы используются как в военном, так и в гражданском судостроении. 90% катеров, которые используются в туризме и прибрежном плавании, делают из композитных материалов - лёгких и в то же время прочных и износостойких. После модернизации количество работников завода будет увеличено до 600.

Елена ЮМАНОВА.