Берегите нервы

Пара слов о доброй воле, жулье и ООН

2 Ноябрь 2022 1208
Безопасности украинского морского транзита Россия больше не гарантирует.
Безопасности украинского морского транзита Россия больше не гарантирует. Фото Анны Кадниковой.

После того как «гуманитарные коридоры», изначально предназначенные для транспортировки зерна из украинских портов нуждающимся странам, были использованы для осуществления атак украинскими диверсантами под руководством британских кураторов, Россия заявила о приостановлении «зерновой сделки» на неопределённый срок. Теперь сообщается о том, что Турция и «незалежники» с одобрения чиновников ООН снаряжают морские караваны уже без всяких гарантий их безопасности со стороны России.

Напомним, что 22 июля в Стамбуле были подписаны «взаимоувязанные договорённости по поставкам украинского продовольствия, российских удобрений и сельхозпродукции на мировые рынки», известные также под неформальным названием «зерновой сделки».

«В рамках реализации «черноморской инициативы» по вывозу украинского зерна уже 27 июля был запущен Совместный координационный центр (СКЦ) в Стамбуле, а 1 августа в соответствии с согласованными процедурами досмотра и контроля первый сухогруз покинул порт Одессы. Всего, по данным ООН (по состоянию на 26 октября), гуманитарным коридором на Чёрном море смогли воспользоваться 390 судов, вывезших 8899048 тонн продовольствия (преимущест­венно кукурузы - 41%) из портов Одессы, Южного и Черноморска», - сообщили в МИД России. 

При этом география получателей данных грузов оказалась вовсе не соответствующей изначально заявленным гуманитарным целям. 

«Половина всех поставок пришлась на Евросоюз и такие развитые страны, как Великобритания, Израиль и Южная Корея. Нуждающиеся же государства, в частности Сомали, Эфиопия, Йемен, Судан, Афганистан получили всего 3% продовольствия, прежде всего по линии Всемирной продовольственной программы (ВПП ООН). В этой связи руководство ООН даже переквалифицировало инициативу из гуманитарной в коммерчес­кую, делая упор на важности стабилизации мировых цен на продовольствие, - говорится в сообщении МИД РФ. - При этом необходимо учитывать, что доля российской сельхозпродукции в структуре мировых рынков ничуть не меньше, чем украинская. До конца года готовы поставить на экспорт около 30 млн. тонн зерновых, включая, прежде всего, пшеницу, и довести этот показатель до 50 млн. тонн с учётом урожая. Порядка 10,5 млн. тонн зерновых (77% пшеница) были уже отправлены в страны Азии (62%) и Африки (33%). Контраст, что называется, налицо - пока украинские грузы идут по гуманитарному коридору в Европу и развитые страны, российские поставки направляются нуждающимся в Африке и Азии. Кроме того, Россия, в отличие от Украины, является одним из ведущих мировых экспортёров удобрений, без которых под угрозой голода окажутся не только страны-потребители продовольствия, но и страны-производители. Однако российские компании до сих пор не могут не только осущест­вить коммерческие поставки удобрений, но даже передать около 300 тысяч тонн продукции беднейшим странам. И сделать это безвозмездно. Данные удобрения остаются заблокированными преимущественно на складах Латвии (80%), а также Эстонии, Бельгии и Нидерландов, руководство которых не разрешает их отправку по линии ВПП ООН. Главная причина подобной ситуации - односторонние западные санкции, негативный эффект которых должен был быть нейтрализован в рамках усилий по выполнению второго стамбульского документа - российско-ооновского Меморандума по нормализации отечественного сельхозэкспорта. Несмотря на сделанные в Вашингтоне и Брюсселе декларации об изъятии продовольствия и удобрений из-под ограничений, российские поставщики и производители продолжают сталкиваться с проблемами при проведении банковских платежей и оформлении страховок, фрахте судов и получении доступа в порты. На деле заявленные изъятия до сих пор не работают. Американцы и европейцы, по сути, наказывают страны Африки, Азии и Латинской Америки, препятствуя доступу российской сельхозпродукции и удоб­рений на мировые рынки». 

В МИД также напомнили, что за время реализации «черноморской инициативы» свыше 70 судов были задержаны, а некоторые и вовсе отстранены за «систематичес­кие нарушения, связанные с несоблюдением правил судоходства» в морском коридоре и «попытки контрабанды в специально оборудованных тайниках». 

29 октября официальный представитель генсека ООН Стефан Дюжаррик призвал «все стороны приложить все усилия» для возобновления сделки, «включая скорейшее устранение любых остающихся препятствий для экспорта российского зерна и удобрений». Понятно, что цена таким формальным «призывам» - ломаный грош.

30 октября украинское Мин­инфраструктуры заявило, что 218 судов (из которых 95 загружены, вышли из украинских портов и ожидают инспекцию для продолжения доставки груза потребителю, 101 ожидает инспекции для входа в украинские порты, 22 загружены и ждут выхода из украинских портов) оказались «фактически заблокированы на своих текущих позициях». Утром следующего дня стало известно о том, что Турция, Украина и ООН согласовали движение 14 судов без участия России, а Москву о продолжении транзита «лишь уведомили». Вскоре речь пошла уже о 16 судах, из которых 12 отправлялись из украинских портов, а 4 следовали в порты «незалежной». 

Агентство Bloomberg со ссылкой на анонимный турецкий источник сообщило о начале переговоров между Анкарой и Москвой о возоб­новлении «зерновой сделки», причём неназванный «турецкий чиновник», по версии агентства, рассматривал возможность возобновления сделки с оптимизмом.

«По сути, Запад решил обострить ситуацию. Киев атаковал Севастополь морскими беспилотниками - Москва вышла из зерновой сделки - теперь караван судов поведут на прорыв. Без одобрения Мос­квы. Поэтому, если смотреть на ситуацию через призму
9 месяцев СВО, реакция должна быть только одна. Проход каравана должен быть остановлен всеми имеющимися средствами. У Черноморского флота их достаточно. Впрочем, море и так нашпиговано морскими минами, которые накидали украинские военные. В любом случае проход каравана без военного сопровождения - дело рискованное. И вот мне не кажется, что Москва должна делать какие-то заявления в этой ситуации. Военные корабли в море на пути следования будут лучшим заявлением», - считает вице-спикер Мосгордумы, журналист ВГТРК Андрей Медведев. И не он один.

Хотя беззубая подлость бюрократов ООН ни для кого не новость, как и особенности характера президента Турецкой Республики, (нарастившей, по версии The New York Times, за период с февраля импорт из России на 198%, а экспорт в Россию на 113%), подобного рода новости не могли не вызвать эмоциональной реакции у патриотически настроенной части российского общества. 

По своей любимой схеме противник опять предлагает нам выбирать между «агрессором» и «слабаком». И если план по обвинению России в применении тактического ЯО пока по известным причинам «завис», почему бы не попытаться обвинить нас в атаке на мирные суда, везущие зерно «голодающим» европейским коммерсантам. 

Топить гражданские суда на радость провокаторам Черноморский флот, конечно, не будет. Берегите нервы и сохраняйте трезвость рассудка. А к чему вся эта возня в итоге приведёт, увидим совсем скоро.

Николай ФИЛИППОВ.