Посиделки
Практика экзорцизма
Случайно попал в московском храме на обряд изгнания бесов. Был удивлён и самой процедурой, и тем, что с пришедших на неё брали деньги. Интересно, что говорят об этом руководители РПЦ. И что это за обряд такой? И кто его может совершать.
Игнат Д.
Евпатория.
Разъясняет протоиерей Димитрий.
Экзорцизм- в переводе с греческого - «связывание клятвой». Обряд этот существует в разных религиях, а заключается он в изгнании из человека или места бесов или другой вселившейся в них нечистой силы, для чего совершается сложный ритуал, под силу не каждому. Есть он и в православии.
Суть в том, то бесы могут вселяться в человека, и он становится одержимым, беснующимся - находящимся постоянно в состоянии крайнего возбуждения, раздражения, гнева, ярости, неистовства. Это может стать причиной и психических заболеваний.
Обряд получил широкую известность и неверные представления о нём из фильмов, среди которых «Вий», «Изгоняющий дьявола», «Шесть демонов Эмилии Роуз», «Затащи меня в ад».
Изгнание бесов Иисусом Христом из людей описано в Евангелии. Выделяют бесов семи смертных грехов, ссылаясь на изгнание их Христом из Марии Магдалины.
Ещё в 1589 году демонолог Питер Биносфельд сделал классификацию, основываясь на том, что демоны подстрекают человека к грехам.
Люцифер олицетворяет гордыню, Мамона - алчность, Асмодей - похоть, Сатана - гнев, Вельзевул - чревоугодие, Левиафан - зависть, Бельфегор - уныние и лень.
В Писании свидетельствуется, что изгнанием бесов занимался не только Иисус Христос, но и его апостолы.
Богослов, заслуженный профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов считает отчитку бесноватых явлением, противоречащим святоотеческому учению. Основывается он на словах святых отцов, отрицательно оценивавших попытки людей, которые сами мало чего достигли в духовной жизни, душа их полна страстей, но берутся за отчитку. И напоминает слова Христа ученикам: «…сей же род изгоняется только молитвою и постом. То есть аскетической жизнью».
Известно, что когда к Сергию Радонежскому привели вельможу, который был одержим бесами, он собрал в храме монахов, которые отслужили молебен, затем преподобный Сергий перекрестил вельможу и человек в итоге исцелился. Это был единственный случай. А святые отцы за это не брались.
«А вы готовы представить себе такую картинку: преподобный Серафим Саровский вывешивает у себя на двери кельи табличку с расписанием: по понедельникам и средам в четырнадцать часов изгоняю бесов, - спрашивает богослов. - Вы скажете: это же абсурд - творить чудеса по понедельникам и средам? А разве не это мы наблюдаем в наши дни? Мы так привыкаем к абсурду, что даже не осознаём, что происходит, на самом деле. Ведь справиться с бесами - это чудо, это от Бога. А у нас теперь какой-нибудь священнослужитель вдруг возьмётся и начнёт изгонять бесов по расписанию. Если Господь не очистил твою душу, если не наделил тебя этим даром, как ты собираешься за это браться? На самом деле, происходит обман. И эти люди причиняют человеку, которого отчитывают, ещё большие страдания».
Вывод: только истинные подвижники могут повелевать бесами.
РПЦ регламентирует практику экзорцизма. Разработан проект документа на этот счёт. В нём говорится, что этот чин разрешается совершать только епископам или священникам безвозмездно. Совершающий его должен обладать достаточным духовным опытом и осведомлённостью, для того чтобы выявлять лиц, действительно нуждающихся в нём. Проект документа опубликован на церковных сайтах и направлен в епархии для получения отзывов. Комментарии к проекту документа собираются аппаратом Межсоборного присутствия до 30 октября.
Как отметили в РПЦ, документ разработан в связи со злоупотреблениями при совершении обряда экзорцизма.
Натуральное - незаменимо
Изобилие осенних овощей, фруктов и ягод поможет вернуть и сохранять свежий вид кожи лица, подготовить её к сырости и холоду зимы. Давайте научимся правильно их использовать в масках.
Из помидора. Жирную кожу лучше всего два раза протирать дольками помидора, томаты отлично помогают сузить расширенные поры и снимают жирный блеск. Для приготовления маски для сухой кожи нужно добавить в растёртую массу из одного помидора по одной столовой ложке оливкового масла и творога. Смесь следует держать на лице 20 минут, а смывать тёплой водой без мыла.
Из персика и овсяных хлопьев. Возьмите одну ложку жидкого мёда, пюре одного персика и добавьте туда немного овсяных хлопьев. Хорошо перемешайте и нанесите на лицо. Кожа станет сияющей, поры сузятся.
Яблочная. Половинку яблока натрите на мелкой тёрке, добавьте чайную ложку мёда и чуть-чуть аскорбиновой кислоты. Тщательно перемешав, нанесите на лицо. Если кожа очень сухая, добавьте к смеси желток одного куриного яйца и столовую ложку оливкового масла. Маска из яблок отлично освежает и питает кожу.
Из калины. Ошпарьте стакан спелых ягод кипятком, пропустите их через сито, чтобы освободить от косточек. Добавьте в пюре немного крахмала, чтобы довести массу до густоты сметаны. Нанесите на 20 минут, смойте водой. Калина - уникальная ягода, она защищает кожу от старения и повышает ее упругость. Подходят маски из калины для любого типа кожи.
Главврач косметологической клиники Варвара Лабенок.
От эпатажа - к традиции
Такой путь прошла уличная выставка в Коктебеле, экспозиция которой размещается на заборе, под забором и на стене дома одного из прародителей этого уникального явления - Игоря Шептовецкого.
Длится она всего четыре часа в мае и сентябре, превращая улицу Серова в территорию магии, посетить которую стремятся не только отдыхающие в это время в легендарном посёлке, но и жители других пределов, и не только крымских. И они каждый раз убеждаются в справедливости высказывания сто пятьдесят лет назад английского художника-романтика Джона Констебла, заметившего, что творчество художника так же разнообразно, как природа. Двадцать четвёртая по счёту Подзаборная выставка подтвердила эту мысль.
К работающим над темой земли Киммерии живописцам, графикам, мастерам декоративно-прикладного искусства каждый раз присоединяются новые лица. И через них впитывают суть скупой земли, овеянной ветрами моря и гор, а она проникает в них, навсегда захватывая своей таинственностью и напевностью.
Одна из постоянных зрительниц и ценителей современного искусства - директор Феодосийской картинной галереи имени Айвазовского Татьяна Гайдук.
- Этой легендарной землёй восхищались и посвящали своё творчество Максимилиан Волошин, Михаил Латри, Вера Фаворская, - отметила Татьяна Викторовна. - Каждый по-своему изображал её. Так же делаете это вы. И тем интересны ваши выставки, собирающие здесь истинных ценителей новизны и свежести в искусстве, понимающих, что первоначальный эпатаж может превратить в традицию. Так и случилось с Подзаборной выставкой. И примеров признания первоначально не принятого и даже отвергнутого много. Как скажем, картина Эдуарда Мане «Нана», отвергнутая Парижским салоном, а потом признанная произведением искусства. И это говорит о том, что зарождающееся новое явление, бросающее вызов устоям, может легко стать традицией, если есть в нём красота, смысл, новизна.
И искусствоведы, и зрители признают, что всё это есть у «подзаборников». Получив признание публики, художники не отреклись от лёгкого эпатажа. Каждая встреча с ними напоминает «обормотство», которое царило в посёлке в волошинские времена Серебряного века, пронизана духом вольнолюбия и искромётного творчества.
Среди создателей подзаборного пространства - потомки знаменитого рода Арендтов, жизнь которых тесно связана с Крымом, сын Юрий, внучки выдающего скульптора Ариадны Арендт Наталья и Мария. Андрей Комовский - из рода «старых коктебельцев», как называют тех, кто корнями связан с этим местом. На доме в нескольких метрах от выставки, где жили его дед - выдающийся учёный, изобретатель Григорий Фёдорович и отец - легендарный фотограф, деятель культуры Аркадий Григорьевич, установлена мемориальная доска. Рядом стоит дом художницы Натальи Туркии - одной из придумавших этот, как сейчас говорит, проект, и её мужа, киноведа и кинокритика Андрея Дементьева, ставшего летописцем уникального художественного явления.
Осеняя выставка совпадает по времени с поэтическим фестивалем «Волошинский сентябрь» и пленэром художников, которые проходят в рамках Международного научно-творческого симпозиума. Не исключение и нынешняя. Поэтов и художников здесь встречают с распростёртыми объятиями, и дружеский круг постоянно расширяется.
И неожиданные встречи здесь не редкость, и каждая приносит радость. Как и эта - с народной артисткой Украины, актрисой Крымского академического драматического театра имени Максима Горького Светланой Кучеренко (на снимке).
Пожелание у всех участников и зрителей одно: «Да будет так всегда!».
Языковые конкуренты
Почему в нашей речи допускаются ударения в одном и том же слове на разных слогах? Разве это правильно? Этот вопрос мне задал сын-семиклассник. А я не знаю, что ему ответить.
Андрей Сотников.
Феодосия.
Начать надо с того, что, как справедливо заметил в своей книге «Живой как жизнь» Корней Чуковский: «Каждый живой язык, если он и вправду живой, вечно движется, вечно растёт. Но одновременно с этим в жизни языка чрезвычайно могущественна и другая тенденция прямо противоположного свойства, столь же важная, столь же полезная. Она заключается в упорном и решительном сопротивлении новшествам, в создании всевозможных плотин и барьеров, которые сильно препятствуют слишком быстрому и беспорядочному обновлению речи».
Именно по этой причине и возникла вариативность - своего рода компромисс - разрешение конфликта конкурирующих даже не слов, а сторонников того или иного их произнесения. Вариативность - своего рода переход от старой нормы к новой, которую далеко не все приемлют.
В течение последних 200 лет многие слова поменяли ударение. Среди них «лыжня». Сегодня никому не придёт в голову поставить ударение на первом слоге, как зафиксировано в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля: «лЫжня».
В «Толковом словаре русского языка» Дмитрия Ушакова, изданного в 1935 году, даны два варианта ударения: «лЫжня» и «лыжнЯ». Словари современного русского языка единственно верным признают ударение на последнем слоге. Подобная перемена, перестановка ударения, произошла со многими словами, скажем, дОбыча - добЫча, паспОрт - пАспорт, симвОл - сИмвол, «кладбИще - клАдбище, недвИжим - недвижИм, призрАк - прИзрак, окровавлЕнный - окровАвленный, счАстливый - счастлИвый.
Сегодня никому не придёт в голову сказать библиОтека, суффИкс, ракУрс, Абзац.
Среди слов, поменявших ударение с первого на второй слог: абзац, английский, бальзам. Со второго на первый - конкурс, музыка, символ, возглас, довод, изверг, насморк, призрак, признак, сумрак, йогурт.
Это говорит о том, что произошёл плавный переход от одного варианта к другому. Поэтому не стоит переживать, видя в словарях два варианта: «одноврЕменно» и «одновремЕнно». Просто эти два ударения пока конкурируют в угоду сторонникам обновления и приверженцам неизменности устоев.
Хозяйка «Посиделок» Людмила ОБУХОВСКАЯ.