Шаги к освобождению

12 Апрель 2022 1582
Руины Феодосийского порта - фото из 1944-го сохранили архивисты.
Руины Феодосийского порта - фото из 1944-го сохранили архивисты. Фото автора.

Эта окончательно-счастливая для полуострова история случилась 78 лет назад, после того как в 8 утра, 8 апреля 1944-го, огненные громогласные артиллерийские залпы на Сиваше и Перекопе возвестили о начале долгожданной Крымской наступательной операции. Артподготовка длилась два с половиной часа, затем в атаку пошли люди - уже к вечеру первое освобождение - Армянск. В предыдущих выпусках рубрики (5 и 6 апреля) мы вспомнили, как ещё с тревожного июня 1941-го начинался на полуострове путь к Победе некоторых из тех, кто лишь часы-дни не дожил до приближаемого ими освобождения. И вместе с очевидцами, нашими читателями, с помощью документов, хранящихся в Государственном архиве Республики Крым, пытаемся заглянуть в те дни спасения. Фашистам осенью 1941-го понадобилось почти два месяца, чтобы оккупировать большую часть территории Крыма, и ещё более 250 дней, чтобы занять Севастополь. Красная Армия в 1944-м смогла изгнать врага со всего полуострова за 35 дней - с 8 апреля по 12 мая, когда добили последних гитлеровцев, отступивших к мысу Херсонес.

12 апреля 1944-го

Воины 4-го Украинского фронта Фёдора Толбухина и Отдельной Приморской армии Андрея Ерёменко (в сос­тав фронта она вошла уже в Крыму 18 апреля, под командованием Кондрата Мельника - предыдущий командарм стал комфронта - 2-го Прибалтийского) продолжали победный путь по полуострову. Их были тысячи, героев-освободителей, уже прошедших многими военными дорогами и совсем необстрелянных, призванных из недавно спасённых городов и селений, молодых и пожилых, мужчин, женщин, разных довоенных занятий и из разных регионов огромного Советского Союза. Они шли, погибали, менялись, но ни на миг никто не изменял общей цели - скорее принести мир на крымскую землю. 12 апреля с тяжёлыми боями, при поддержке местных партизан и подпольщиков удалось вернуть стране Ишуньские и Ак-Монайские позиции, Керченский полуостров, Присивашье, около 300 населённых пунктов Крыма. С какими чувствами встречали усталых солдат в этих селениях, с какими эмоциями вслушивались в вечернюю сводку Совинформбюро от 12 апреля крымчане, которые оказались вдали от полуострова - в эвакуации, в госпиталях, на фронте… - нам даже представить это сложно, наверное, к счастью: вот ведь совсем чуть-чуть и свобода, мир на родной земле.

«Войска 4-го Украинского фронта прорвали сильно укреп­лённые Ишуньские позиции противника и, преследуя его отступающие войска, с боями заняли более 150 населённых пунктов, в том числе районные центры Крыма Колай (ныне Азовское), Курман-Кемельчи (Красно­гвардейское), Сейтлер (Нижнегорское), Биюк-Онлар (Октябрьское), Карача-Кангил (Красная Зорька) - в 18 километрах севернее Симферополя, крупные населённые пункты Красноперекопск (впрочем, у нас считается, что день освобождения его - 11 апреля, ведь случилось это в полночь. - Ред.), Ишунь, Воронцовка, Воинка, Долинка, Айгашен (Абрикосово), Куллар-Кирчак (Красная Равнина), Калининдорф (Калинино), Весёлое и железнодорожные станции Пятиозёрная, Каранкут (Тимирязево), Ташлык Дайр (Янтарное). Отступая под ударами наших войск, противник несёт большие потери в живой силе и технике». О наших потерях в сводках, как всегда, ни слова - зачем тревожить. А было их, увы, немало.

- Один из красноармейцев, сержант, так и оставшийся неизвестным, умер от тяжёлого ранения у нас во дворе, - рассказывает Вера Викторовна, тогда пятилетняя девочка. - Мы тогда жили в Лариндорфском районе в Куллар-Кирчаке - теперь этого села уже и нет, а после, когда выселили из Крыма многие народы, оно стало Красной Равниной, а район - Первомайским. Вот у нас в большом огороде, что кормил три семьи, нас, русских, маму Марию и троих ребят, меня и старших братьев Витю и Толю, татар Эльмаз, у которой вообще мал-мала, и пару пожилых армян тётю Сирануш и дядю Ачика - наши мужчины были на фронте, армяне ещё в сентябре 1941-го получили похоронку на сына Ашота, мы и Эльмаз о своих мужьях-папах - Викторе и Юнусе - ничего не знали. Бой за село был страшный, враги ещё надеялись удержаться.

К нам, отстреливаясь, ворвались три красноармейца, один был ранен. Его товарищи сказали: передохни, сержант, мы вернёмся ещё… Не вернулись, тоже, значит, погибли. А мы, как ни старались, не смогли спасти освободителя. Даже имя он уже не мог сказать, только и знаем, что сержант…

«На феодосийском направлении наши войска, преследуя отступающего противника, полностью очистили Керченский полуостров и прорвали сильно укреплённые Ак-Монайские позиции.

В ходе наступления наши войска освободили более 140 населённых пунктов, в том числе районный центр Крыма Семь Колодезей (Ленино), крупные населённые пункты Ново-Николаевка, Марфовка, Марьевка, Ленинск, Китень-Русский (Семёновка), Ак-Монай (Каменское), Арма-Эли (Батальное), железнодорожные станции Ташлыяр (Зелёный Яр), Ойсул (Останино), Алибай (Уварово). По неполным данным, захвачено более 100 орудий разных калибров, 140 миномётов, свыше 300 пулемётов и много другого военного имущества».

13 апреля 1944-го

Этот день принёс освобождение около 700 населённым пунктам полуострова, в том числе шести городам. И вновь сводка Советского информбюро от 13 апреля: «Войска 4-го Украинского фронта продолжали успешное наступление. Противник пытался любой ценой удержать в своих руках Симферополь, прикрывающий путь к южным портам Крыма. Немецкое командование подтянуло к Симферополю части, ещё не участвовавшие в боях. Однако гитлеровцы не  устояли против натиска советских войск. Наши танковые соединения и пехота овладели селом Сарабуз Болгарский (Гвардейское) и одновременно с нескольких направлений атаковали противника, оборонявшего Симферополь. Наши войска сломили сопротивление противника и сегодня днём овладели столицей Крыма городом Симферополь. Захвачены большие трофеи, в том числе 10 железнодорожных эшелонов с вооружением, боеприпасами и военным имуществом. Другие наши час­ти, преследуя разгромленные немецкие и румынские войска, продвинулись более чем на 60 километров и ночным штурмом заняли город и порт Евпаторию».

В борьбе красноармейцам неизменно помогали и народные мстители, партизаны, также с боями вступавшие в города и сёла, подпольщики, стараниями которых в Симферополе, к примеру, удалось обезвредить заминированные врагом здания.

«С боями занято более 500 населённых пунктов, в том числе районные центры Крыма Джурчи (Первомайское), Ак-Шейх (Раздольное), крупные населённые пункты Новый Кизил-Бай (Борисовка), Атай (Максимовка), Кара-Най-Ман (Крыловка), Коджамбак (Привольное), Константиновка, Эски-Али-Кечь (Алексеевка), Биюк Бузав (Сусанино), Фри-Линг (Николаевка), Бютень (Хлопковое), Спат, Анновка, Табулды (Найдёновка), Ново-Царицыно (Садовое), железнодорожные станции Китай, Кара-Кият (Битумная). Отступая под ударами наших войск, противник несёт большие потери в живой силе и технике».

Освобождены также города Саки и Карасубазар (Белогорск), а с востока фашис­тов громят силы Отдельной Приморской армии, продолжающие наступление пос­ле прорыва Ак-Монайских позиций. В этот день «после непродолжительных уличных боёв наши бойцы овладели городом и портом Феодосией. Продолжая наступление, советские танкисты и пехотинцы быстро продвигаются на запад и по юго-восточному побережью Крыма. Несколько объединившихся партизанских отрядов, содействуя войскам Красной Армии, ворвались в город Старый Крым и отрезали пути отхода вражеским частям, в панике отступавшим из Феодосии. Совместными усилиями советскиебойцы и партизаны полностью разгромили эту группировку».

Увы, немного опоздали наши в Старом Крыму, озверелые фашисты в бессильной злобе за считанные часы до освобождения уничтожили почти 600 мирных жителей. Точно так же, как «зачищали» накануне Симферополь, Бахчисарай, Окречь (Суворово), Сейтлер, Ички.., уничтожая местных жителей, узников концлагерей, тюрем - военнопленных, партизан, подпольщиков, десятки, сотни погибших за миг до освобождения.

Но наступление продолжалось и кому-то всё же удалось дожить до прихода освободителей. «С боями занято более 100 иных населённых пунктов на востоке Крыма, в том числе районные центры город Старый Крым, Ислам-Терек (Кировское), узловую железнодорожную станцию Владиславовка, крупные населённые пункты Семёновка, Новый Карабай (Возрождение), Найман, Изюмовка, Колония Болгарская, Коктебель, Сарыголь, Киличи…».

Вечером 13 апреля небо над Москвой разорвали залпы салюта в честь Крыма - по 12 из 124 орудий в честь освобождения Евпатории и Феодосии и 20 залпов из 224 орудий - в честь вновь советского Симферополя. Не забываем!