Подождём, пока само развалится?

26 Май 2022 518
Прогулки по таким заброшенным зданиям опасны. Но желающие всегда есть - хочется экстрима.
Прогулки по таким заброшенным зданиям опасны. Но желающие всегда есть - хочется экстрима. Фото автора.

В начале мая в Ялте обрушилась стена бывшего молокозавода. В конце марта развалилась на части стена хлебозавода в Севастополе. И такие обрушения происходят регулярно. Хорошо, если никто не получает травмы. Но риски есть всегда. Что делать с такими строениями?

Глава администрации Ялты Янина Павленко сообщала о том, что из-за обрушения стены часть жителей улицы Спендиарова осталась без газа. Также пять машин получили различные повреждения. Люди оказались заложниками ситуации, когда старые стены никому не нужны, но в случае обвала проблемы появляются у тех, кто вообще к этому отношения не имеет.

Юристы подсказывают, что делать, когда происходят подобные ЧП. Водителям нельзя передвигать машины, нужно сделать фото транспорта, его повреждений. Важно, чтобы были видны название улицы или хотя бы привязка к местности. Свидетели тоже пригодятся. У них нужно спросить телефоны и попросить потом подтвердить нюансы происшествия. Затем следует звонок в дежурную часть ОВД, из которой должен приехать сотрудник и осмотреть место.

Примерно похожая схема действий и в случае, если пострадали люди. Конечно, в первую очередь нужно вызвать бригаду скорой помощи, зафиксировать все раны и увечья. Обязательно нужно сделать фото и видео с места происшествия, чтобы потом доказать - человек пострадал под обрушившимся бесхозным зданием.

В Севастополе, к счастью, стена хлебозавода обвалилась сама и никому не навредила. Разве что местные жители сообщали - стена рассыпалась около 6 утра, а примерно в полдень никого на месте не было. В правительстве Севастополя позже ответили, что «сотрудникам Департамента городского хозяйства направлены все необходимые материалы в адрес Ленинского МО для принятия мер в рамках компетенции. На текущий момент работы по ликвидации строительного мусора уже ведутся».

Такое отношение к происходящему показательно. Заброшенные здания никому не нужны, никто не обращает на них внимания. Зачастую в городских и не только бюджетах нет средств или возможностей для решения проблемы.

У некоторых крымских недостроев собственники и вовсе украинские.

Есть примеры очень опасных объектов. Например, эфиромасличный завод рядом с посёлком Лаванда, под Демерджи. Формально там есть охрана и даже собака, которая будет не против, если вы угостите её чем-то вкусным. Можно свободно пройти на территорию при желании. Сторож не всегда бывает на месте.

Другой опасный объект - санаторий «Октябрь» в Евпатории. Он горел и не только. Кажется, что над ним вдоволь поиздевались люди. Теперь это очень опасное здание. Второй этаж едва живой, здесь можно и провалиться вниз, и застрять среди недогоревших балок. Вокруг много мусора и нет освещения. Вечером или ночью тут можно запросто сломать себе ноги.

Эти и многие другие объекты хорошо известны главам администраций городов и поселений. Для начала хорошо бы провести планово-восстановительные мероприятия, заполнить журналы обязательных технических осмотров и регулярно проводить обследования, чтобы контролировать степень разрушения.

- За городскими строениями нужен очень тщательный надзор, - говорит Юрий Шевченко, архитектор. - Но если чиновники не могут следить за объектами, пусть подключаются люди. Многие здания желательно спасти и отреставрировать. Это историческое и архитектурное наследие Крыма. Но у нас относятся к этому крайне халатно. Например, почему-то дом Краснова в Ялте снесли, а здание молокозавода никто не трогал. Не так выгодно было расчищать участок под новостройку?

Известная русская поговорка - пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Может быть, не стоит ждать человеческих жертв? Важно понять, какие здания следует снести, и сделать это скорее. А какие строения нужно оставить для потомков.

Валентина БУЙЛОВА.