«Провидец и волшебник, Поэт, который жил и будет жить»

18 Август 2021 697
Минута молчания в память о Поэте в его обители. Фото Виктора Петрова.
Минута молчания в память о Поэте в его обители. Фото Виктора Петрова.

В коктебельском Доме-музее Максимилиана Волошина почтили память поэта, художника, благодаря которому маленький посёлок у подножия Кара-Дага стал Меккой Сереб­ряного века.

«Владыка Коктебеля», как его называют, покинул бренный мир 11 августа 1932 года, в полдень, «в облике Солнца». И продолжает жить в своих стихах, картинах, статьях, в памяти людской. Он и сегодня, как и много лет назад, помогает творческим людям найти свою стезю.
Среди благодарных ему за уроки жизни московско-коктебельский скульптор Ариадна Арендт, называвшая Волошина учителем, благодаря общению с которым выстояла в трагический период жизни, лишившись в 30 лет обеих ног. Став известным скульптором, она воспела его в своих творениях, создав множество его скульптурных портретов. В том числе и бюст, установленный во дворе Дома-музея, который выполнила в соавторстве с мужем, скульптором, Анатолием Григорьевым.
Судакская поэтесса Аделаида Герцык, «сивилла и пророчица» Серебряного века, в 29 лет после смерти возлюб­ленного практически полнос­тью потеряла слух. Ей тяжело давалось общение с людьми, и только у Макса она находила понимание, что помогло ей найти себя.
- Ещё при жизни Волошин стал легендой, - отмечает научный сотрудник Ольга Олейник. - Следы его впечатаны не только в почву Крыма, но и в почву русской культуры: в поэзию, искусство перевода, прозу, живопись, искусствоведение, философию. Священник, православный богослов, религиозный философ, поэт Павел Флоренский назвал акварели Волошина «мета-геологией», добавив к слову «геология» греческую приставку «мета», означаю­щую явления и предметы «за пределами» - имеющие всеобъемлющий или превосходящий характер.
Акварели Макса раскрывают сущность коктебельской природы: в чёткой графике, в бархатном разливе красок воспроизводят напряжённость карадагских складок, зной и сухость степных балок, ультрамариновые тени ущелий, воспалённые полдни и веера закатных облаков. «Поэтом ритма вечности...» назвал Волошина его друг, писатель и поэт Алексей Толстой.
С Волошиным связано и творчество польского скульптора Эдварда Виттига.
В Париже в 1908 году молодой ученик Родена искал модель для создания обобщённого образа поэта, и предложил Волошину позировать ему. Своё творение мастер поставил на мощную каменную стелу в виде гермы и назвал её «Поэт». Выполненная в духе древнегреческих канонов современная скульптура была установлена в саду Марсова поля, недалеко от Эйфелевой башни. Она и сегодня украшает пространство одного из двориков дома на бульваре Эксельманс. В памятнике-герме всем поэтам запечатлены легко узнаваемые черты Максимилиана Волошина.
На вечере-реквиеме собравшиеся во дворе знаменитого дома гости услышали отрывки из воспоминаний современников, стихи, посвящённые Максимилиану Александровичу, голос самого поэта в записи, сделанной в 1926 году. А потом поднялись на гору Кучук-Енышары, к месту последнего упокоения Поэта и его верной спутницы, сохранившей дом и всё
его наследие Марии Степановны, где была отслужена панихида.


Людмила МИЛИНА.