Погибшие в небе за Родину

22 Июнь 2021 1013
Иван Иванов, Виктор Талалихин (слева направо).
Иван Иванов, Виктор Талалихин (слева направо).

«Мы вечно продолжаем наш полёт… / Мы вовсе не тени безмолвные,/ Мы ветер и крик журавлей../ Погибшие в небе за Родину/ Становятся небом над ней», - эти строки Евгений Евтушенко посвятил советским лётчикам, павшим в воздушных боях. А у Владимира Высоцкого есть строки о тех, кто пошёл на таран - «Нет, поздно - и мне вышел «мессер» навстречу./ Прощай, я приму его в лоб!...». Таких таранов, воздушных, лобовых, наземных, когда своя, объятая пламенем, машина направляется на колонну техники врага, в Великую Отечественную было больше тысячи. Выжить при этом удалось совсем немногим нашим лётчикам. Каково это, принять решение атаковать, подставить под удар себя, если самолёт одноместный, экипаж, если взлетел не один… Об этом, наверное, думали герои меньше всего - ведь «важно то, что сзади, за тобой».

Николай Гастелло, Анатолий Бурденюк, Григорий Скоробогатый, Алексей Калинин (слева направо).

Первым в истории авиации воздушный таран совершил в 1914-м, в Первую мировую, Пётр Нестеров.

В Великую Отечественную его последователей было сотни среди воинов Руси. Дмитрий Кокорев, Пётр Чиркин, Анатолий Протасов, Александр Мокляк, Пётр Кузьмин, Леонид Бутелин, Евгений Панфилов, Пётр Рябцев, Степан Гудимов, Терентий Малиенко, Василий Лобода, Александр Пачин, Николай Ковтун, Андрей Данилов, неизвестный лётчик - это лишь те, кто направил свой самолёт на врага 22 июня 1941-го, в первый день войны. Первым тогда, в 4.25 (именно во столько остановились наручные часы лётчика), в небе над Дубно (Западная Украина), был Иван Иванов, командир звена, 46-й истребительный авиаполк. 32-летний лётчик из Подмосковья, уже прошедший войну с белофиннами. Для наших лётчиков это была первая встреча с германскими бомбардировщиками, отстрелявшись, отогнав врага, командир приказал звену уходить на посадку. Сам, ещё раз покружив над аэродромом, заметил три новые вражеские машины. И решил принять бой, один, пока друзья подтянутся. Но боезапаса уже не было, пулемёт истребителя молчал, тогда «пошёл в лоб», на головной самолёт противника. Тот развернулся, попытался уйти, но наш истребитель винтом самолёта обрубил хвост немецкого бомбардировщика.

 Иван Иванович ещё смог посадить самолёт. К нему ещё успели подбежать друзья, смогли вытащить потерявшего сознание из кабины… Посмертно звание Героя Советского Союза старшему лейтенанту присвоено 2 августа 1941-го.

 26 июля 1941-го звание Героя Советского Союза посмертно присвоено 34-летнему москвичу Николаю Гастелло, командиру эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиаполка. Наверное, это не совсем справедливо, ведь погиб, направив 26 июня горящий самолёт на скопление вражеских войск у деревни Радошковичи (по одной версии, самый первый наземный таран, по иной - второй, после Петра Чиркина), он не один. В нашем бомбардировщике с командиром Николаем Францевичем были и штурман 19-летний Анатолий Акимович Бурденюк, 24-летний стрелок-радист Григорий Николаевич Скоробогатый, 22-летний стрелок Алексей Александрович Калинин. Они могли выпрыгнуть с парашютами, но не бросили командира. Лишь в 1958-м посмертно награждены орденом Отечественной войны первой степени.

Это был их очередной бое­вой вылет, сбросив бомбы на фашистские танки, скопившиеся на дороге в ожидании заправки, лётчики уже возвращались на аэродром, когда снаряд противника ударил их машину. Наш бомбардировщик загорелся, но экипаж принял решение идти до конца, горящий самолёт направили на танки. «Столб огня объял пламенем танки и фашистские экипажи. Такой дорогой ценой заплатили немецкие фашисты за смерть лётчика капитана Гастелло и смерть героического экипажа» - строки из представления офицера к званию Героя Советского Союза (посмертно).

Золотую Звезду Героя Советского Союза ещё успели вручить 23-летнему Виктору Талалихину, младшему лейтенанту, заместителю командира эскадрильи 177-го истребительного авиаполка. Уроженец Саратовской губернии уже заслужил орден Красной Звезды на войне с белофиннами.

А в Великую Отечественную, 7 августа 1941-го, отражая налёт фашистов на Москву, совершил ночной таран (одни историки считают его первым в войне, другие уверены, что ещё 29 июля похожий подвиг совершил 30-летний Пётр Еремеев, посмертно - Герой России). Раненный в руку лётчик в августовской ночи сумел выпрыгнуть с парашютом - тогда выжил.

Звание Героя Советского Союза Виктору Васильевичу присвоено 8 августа 1941-го, а погиб он в бою 27 октября того же года, на счету было уже 6 сбитых самолётов противника.

Мы даже все их имена не знаем, не помним, героев-лётчиков, пожертвовавших собой, родной боевой машиной ради Отечества. Большинству из них не было и сорока, когда навечно стали небесами. «Вам кажется, что с неба смотрят звёзды,/ А это мы с небес глядим на вас../ Мы вовсе не тени безмолвные,/ Мы ветер и крик журавлей…/ Погибшие в небе за Родину/ Становятся небом над ней».

Наталья БОЯРИНЦЕВА.