Пустые надежды

27 Май 2021 505
Незаконность строительства жилых домов зачастую выясняется уже на стадии отделочных работ.
Незаконность строительства жилых домов зачастую выясняется уже на стадии отделочных работ. Фото Александра КАДНИКОВА.

Мечта о «собственном угле» - отличительная черта русского менталитета. Люди всеми силами стараются обеспечить себя жильём, и их желание совершенно понятно - позволить себе аренду при нынешней её стоимости может далеко не каждый. Высокий спрос на жилые метры, сулящий миллионные прибыли, породил огромный отряд застройщиков-мошенников. Они начинают строительство, собирают деньги с пайщиков и исчезают.

По данным главы республики Сергея Аксёнова, в 2020 году количество нарушений со стороны застройщиков значительно уменьшилось. Во многом это результат перехода на новый порядок, который предусматривает размещение средств дольщиков на эскроу-счетах, считают в крымском правительстве. Новый механизм расчётов выстроен так, что деньги за купленное жильё вносятся на специальный счёт и замораживаются до момента регистрации права собственности на первую квартиру в достроенном доме. В случае возникновения у застройщика проблем с завершением строительства, покупатель получает обратно всю уплаченную сумму. Система кажется безупречной, но что делать тем, кто уже отдал деньги недобросовестным застройщикам до её введения в 2019 году?

- Есть разные мнения относительно того, какой объект нужно считать проблемным. ФЗ-214 говорит, что это здание, по которому больше, чем на шесть месяцев, нарушен срок передачи квартир собственникам. Таковых в Крыму сегодня всего одно - в Алуште, - объясняет министр жилищной политики и госстройнадзора РК Максим Скорин. - Есть объекты, для строительства которых привлекались средства граждан вне рамок действующего законодательства. В основном они сконцентрированы на территории Большой Ялты, где на участках, выделенных под индивидуальное жилищное строительство, возводились многоквартирные дома с расчётом на дальнейшую легализацию по суду. Средства граждан привлекались не по договорам долевого участия, а по незаконным схемам. Таких объектов в Крыму около сорока. Именно по ним мы осуществляем компенсационные выплаты.

По итогам прошедшего года компенсацию вместо квартиры на общую сумму свыше 46,5 млн. рублей получили 33 крымчанина. Своей возможности вернуть хотя бы часть ушедших в никуда денег ждут сотни обманутых дольщиков. За сухими цифрами - судьбы людей, которые ради новоселья в новостройке тратили все свои сбережения, продавали имеющееся жильё, брали ипотеки, использовали материнские капиталы, а теперь годами ждут обещанных квартир.

- В 2015 году моя семья приобрела квартиру в ЖК Резиденция Мира 2 в Массандре, - рассказывает крымчанка Людмила Глобак. - Там уже выполнены самые сложные работы: сделан капитальный фундамент на склоне, подвод коммуникаций к дому, начато строительство корпуса здания. Осталось достроить несколько этажей и заниматься обустройством дома. Но работы прекратились. За шесть лет, что мы ждём квартиру, цены выросли так, что за сумму, которую мы вложили в жильё и которую можем получить в качестве компенсации, уже ничего не купить.

Собственники квартир в брошенных недостроях неоднократно обращались к властям республики с просьбой потратить предназначенные на выплату компенсаций средства на завершение домов - большая часть из них практически готова. Ведь такой вариант и приблизит людей к долгожданному обретению новых квартир, и казне обойдётся дешевле. Но закон категоричен: проблемные объекты подлежат сносу, поскольку их возвели с нарушением требований земельного или градостроительного законодательства: не соблюдено целевое назначение земельных участков, отсутствует разрешительная документация, проектная документация и результаты её экспертизы. Такие дома подлежат сносу в обязательном порядке. Неясно другое: почему незаконность возведения огромных жилых комплексов выясняется лишь на стадии его завершения? Люди годами напрасно ждут квартир, а куда в это время смотрят надзорные органы?

- Это зона ответственности муниципального земельного контроля, - говорит Максим Скорин. - Да, мы вправе выявлять самовольные постройки, но такое же право есть у семи других надзорных органов, включая земельный надзор в лице Госкомрегистра, экологический надзор. Мы неоднократно направляли уведомления о выявлении самовольных построек в органы местного самоуправления. КПД отработки наших уведомлений - максимум 10%.

Елена ЮМАНОВА.