На электроходу далеко не уехать

20 Май 2021 640
Зарядных станций для электромобилей в Крыму пока крайне мало.
Зарядных станций для электромобилей в Крыму пока крайне мало. Фото Александра КАДНИКОВА.

Для большинства крымчан электромобиль до сих пор остаётся фантастическим устройством, появление которого в повседневной жизни - вопрос отдалённого будущего. Между тем правительство республики уже утвердило программу развития территориального кластера по производству локального электротранспорта. Речь идёт об объединении производителей, поставщиков оборудования, комплектующих, сервисных услуг, научных и образовательных организаций, которые займутся строительством электромобилей и созданием необходимой для их эксплуатации инфраструктуры.

Яд в воздухе

На днях Министерство экономического развития РФ представило концепцию развития электротранспорта, на реализацию которой планируется потратить 418 млрд. рублей. Крым и Севастополь вошли в число регионов-участников новой программы. Однако в республике развитию электротранспорта внимане уделяется уже не первый год. Профильный кластер наладил на полуострове производство электромобилей из комплектующих отечественного производства на 90%.

В течение ближайших двух лет планируется выйти на 100%-й уровень импортозамещения.

Идея увеличения числа электромобилей в стране вообще и в курортном Крыму в частности понятна: текущая ситуация с климатом и окружающей средой требует срочного принятия мер по снижению вредных выбросов, в том числе от транспорта.

- По данным доклада о состоянии и охране окружающей среды Министерства экологии Крыма по итогам 2019 года, лабораториями ведётся конт­роль выбросов на 30 маршрутных пунктах вблизи жилых районов, расположенных вдоль автотрасс, - рассказывает эколог Кристина Змерзлая. - Практически на всех точках зафиксировано превышение предельно допустимых концентраций веществ, негативно влияющих не только на окружающую среду, но и на здоровье человека. Самое страшное из них - бензапирен. Это канцерогенное вещество, относящееся к первому классу опасности наравне с ртутью и оксидом свинца, провоцирую­щее появление в организме необратимых изменений.

По оценкам экспертов, переход на использование электромобилей позволит снизить количество вредных веществ в атмосфере в два раза, что благоприятно скажется на здоровье людей и состоянии окружающей среды.

Шкурный интерес

Конечно, электротранспорт не является абсолютно безвредным для экологии. Электродвигатель не выбрасывает вредоносные газы, но работает от аккумулятора, который заряжается от обычных электросетей. А туда электроэнергия поступает главным образом от сжигания газа и угля. Между тем уже сейчас 70% выбросов CO2 приходится на генерацию электроэнергии. Производство первичных материалов для электромобилей включает токсичные процессы и также требует больших затрат энергии. Тем не менее экологи сходятся во мнении, что даже с учётом всех этих издержек электрический транспорт является более экологичным, чем тот, что использует двигатели внутреннего сгорания.

И это не единственное преимущество электромобилей. Их использование даёт владельцам существенную экономию на топливе. Даже если заряжаться дома, от обычной розетки, а не на специальной станции, стоимость одного километра на электромобиле составляет около 50 копеек, в то время как проезд этого расстояния на обычной машине обойдётся в 5 рублей.

- Грубо говоря, если средний годовой пробег составляет 30 тыс. километров, на заправку электромобиля уходит примерно 15-16 тыс. рублей, - комментирует представитель клуба электроавтомобилис­тов Крыма Андрей Липенко. - При этом дополнительные расходы на техническое обслуживание практически нулевые. Главная проблема сейчас - в Крыму очень мало пунктов зарядки. Например, чтобы доехать в горку из Севастополя в Симферополь, по дороге нужно «заправиться», а на всём пути нет ни одной зарядной станции.

Энергодефицит

Бизнес не торопится создавать электрозаправки, потому что это требует значительных денежных вложений, а окупае­мость происходит с большой задержкой. Ещё одна сложность - нехватка в Крыму свободного электричества и дороговизна технического присоединения к энергосетям. Для быстрой зарядки электромобиля требуется минимум 60 кВт мощности. Такую выдачу можно найти далеко не в каждом регионе полуострова.

- Если говорить о государственной поддержке электротранспорта, прежде всего, мы бы хотели получить возможность техприсоединения к сетям по разумной стоимости или при участии бюджетного субсидирования, - говорит участник территориального кластера РК по производству локального электротранспорта Никита Владимиров. - А пока мы работаем над возможнос­тью использования альтернативной энергетики. Крым для этого - идеальное место: более 200 солнечных дней в году, всегда есть ветер. Мы уже собираем первый прототип парковки, которая позволит на энергии Солнца и ветра вырабатывать достаточную мощность, чтобы заряжать пять-шесть автомобилей в сутки.

На сегодня по Крыму «бегают» всего около 150 электромобилей. Без создания широкой сети зарядных станций популяризация электротранспорта в Крыму бессмысленна, убеждены специалисты.

В связи с этим, по словам министра экономического развития республики Дмитрия Шеряко, все автозаправочные комплексы, строящиеся на полуострове, будут оборудоваться электрозаправками в обязательном порядке. 11 зарядных комплексов будут созданы по инвестиционным соглашениям на строительство АЗС на трассе «Таврида».

Елена ЮМАНОВА.