Не пойман - не вандал

13 Март 2021 725
На недавно отремонтированной набережной Салгира вдоль и поперёк разрисованы все поверхности.
На недавно отремонтированной набережной Салгира вдоль и поперёк разрисованы все поверхности. Фото автора.

Прокуратура проводит проверку по факту осквернения несовершеннолетними воинского мемориала в Саках. Происшест­вие случилось на этой неделе: некие малолетки изрисовали монумент непристойными надписями и рисунками, осквернив символ воинской славы. Действиям несовершеннолетних и их родителей будет дана правовая оценка. Хорошо, что вредителей вообще поймали - большая часть случаев вандализма и порчи общественного имущества в Крыму остаётся безнаказанной.

Голос улиц

Рисунки и надписи на стенах, парапетах, перилах, ступенях - такая «живопись» теперь украшает практически все крымские города, включая центральные их части. Например, реконструированная не так давно набережная реки Салгир в Симферополе сейчас полностью изуродована. Вредители размалевали все поверхности, на которые ложатся чернила маркеров и краска из баллончиков. Труд сотен людей - архитекторов, проектировщиков, строителей, работавших над созданием красивой и уютной прогулочной зоны для горожан - пошёл насмарку.
Вандалы бесчинствуют не только на набережной - их уродливые каракули покрывают поверхности по всему Симферополю. По наблюдениям сотрудников городской администрации, за последние полгода количество испорченных граффити объектов значительно увеличилось. Зачастую вандалы орудуют в ночное время, поэтому коммунальные службы не в состоянии воспрепятствовать их деятельности. В центре столицы разрисовали даже стены и ворота участкового пункта полиции на улице Горького - и ничего. Очевидно, что симферопольский вандализм зиждется на крепком фундаменте тотальной безнаказанности. Сейчас, в пору размытости этических норм, низкой бытовой культуры и, самое главное, обесценивания труда других людей на фоне роста потребительского отношения, вандализм и хулиганство грозят стать нормой, если вовремя не дать нарушителям отпор. Люди видят, что за порядком никто не следит, и преступают закон с всё большей лёгкостью.
- Отдельный батальон пат­рульно-постовой службы полиции несёт службу по охране общественного порядка на территории трёх районов Симферополя, - рассказывает врио начальника отдела информации и общественных связей МВД по РК Наталья Кашкарова. - Расстановка личного состава подразделений осуществляется на основании тщательного анализа оперативной обстановки на улицах и в общественных местах. Отдельный батальон ППСП обеспечивает перекрытие наиболее многолюдных и криминогенных мест как пешими, так и автомобильными патрулями.
По данным МВД, в пат­рулировании улиц участвуют также бойцы Народного ополчения и Федеральной службы Национальной гвардии РФ по РК (Росгвардии). Остаётся лишь гадать, почему столь обширный контингент правоохранителей не может справиться с уличной шпаной. По данным МВД, за весь прошлый год в Симферополе зарегистрировано лишь 16 фактов осквернения зданий и порчи имущества в общест­венных местах. Между тем любому ясно, что даже за один месяц случаев вредительства в городе происходит гораздо больше.

Преступление и наказание

По данным пресс-службы МВД, для предотвращения возможных фактов вандализма и иных противоправных действий с участием молодёжи и подростков сотрудниками отдела по делам несовершеннолетних проводится системная работа по выявлению и разобщению групп антиобщественной направленности, а также профилактические беседы и лекции. Но очевидно, что эти меры ничего не дают. Мировой опыт борьбы с уличными графоманами показывает, что контролировать общественное поведение можно только с помощью штрафов. Достаточно пару раз наказать «рукоблудов» существенным взысканием, и другим уже неповадно будет. Кстати, в США и некоторых странах Европы за роспись поверхностей в общественных местах предусмотрено суровое наказание вплоть до лишения свободы. У нас же за это, в лучшем случае, выпишут незначительный штраф.
Вообще российское законодательство определяет два вида ответственности за умышленную порчу общест­венного имущества: административную и уголовную. Уничтожение или порча муниципальной собственности расценивается как мелкое хулиганство. Если же надписи содержат ненормативную лексику, а рисунки носят непристойный характер - это уже вандализм, предусмат­ривающий уголовную ответственность. Однако чтобы привлечь нарушителя, его нужно поймать с поличным. Патрулям ППС, Народного ополчения и Росгвардии, как уже было сказано, это почему-то не удаётся. Помочь в отлове вредителей моли бы камеры видеонаблюдения, которые сейчас развешивают во многих местах, но в Симферополе, увы, некому отсматривать сделанные записи.
Хотя опыт успешного использования камер наблюдения для охраны общественного порядка в Крыму есть. Например, в Армянске городское имущество - плафоны фонарей, детские площадки, скамейки, цветы на клумбах - также постоянно страдает от рук вредителей. Но в 80% случаев хулиганов удаётся вычислить по записям видео­наблюдения. Их отсмотром в Армянске занимается единая дежурно-диспетчерская служба. По словам её директора Валерия Крамаренко, на территории муниципалитета сейчас установлено 42 камеры. В этом году планируется установить ещё десять. На это потратят 160 тыс. рублей. Деньги выделят из муниципального бюджета по программе «Безо­пасный город».

Выход есть

Конечно, видеонаблюдение на 100% проблему не решит. Достаточно натянуть на лицо капюшон или шапку, и можно творить любое беззаконие, не опасаясь быть узнанным на записи. Единственный по-настоящему эффективный способ защитить общественное имущество от вредителей - постоянное патрулирование улиц и большие штрафы. Тем временем коммунальщикам то и дело приходится отмывать изуродованные поверхности, хотя такой вид работ даже не предусмотрен муниципальным заданием.
- К сожалению, очистить поверхность от перманентного маркера до идеального состоя­ния практически невозможно, - констатирует директор МБУ «Город» Антон Гумен. - А поскольку поверхности разрисовывают регулярно, они постоянно в разводах и неприглядном виде. Очистка разрисованной плитки - задача непростая, так как это требует специальных средств и оборудования.
Между тем профессиональные художники предлагают коммунальным службам вместо покупки растворителя потратиться на так называемую антивандальную жидкость. На обработанную ей поверхность невозможно наклеить объявление, а любую нанесённую краску можно удалить с помощью простой воды.

Елена ЮМАНОВА.