В засухе виноваты мы сами?

3 Март 2021 566

На полуострове прошли обильные осадки, выпало много снега. Достаточно ли этого для сельского хозяйства Крыма? Хватит ли воды для жителей полуострова? И почему мы в принципе столкнулись с засухой? На эти и другие вопросы нам ответил Анатолий РЕПЕЦКИЙ, кандидат сельскохозяйственных наук, бывший главный агроном колхоза им. В. И. Ленина Раздольненского района, главный агроном района, фермер.

- Анатолий Тимофеевич, завершён сельскохозяйственный год, как вы его оцениваете?  Сев озимых завершён в оптимальные сроки, к началу января более 80% посевов находилось в хорошем и оптимальном состоянии. Сейчас картина, наверняка, улучшилась. Как вы считаете?
- Полностью с вами согласен, но сев озимых - это в прошлом, нам следует теперь думать о будущем, которое тревожно в области климатических условий. А они имеют явную тенденцию к ежегодному ухудшению, и не следует всё это сваливать на изменение климата, потепление, некие природные циклы и прочее. Нет, в том, что степень засушливости в нашем регионе постоянно растёт, виноваты мы сами. Сегодня мы пожинаем плоды собственной недальновидности за последние 80-100 лет. Мы, если ещё и не вмешались в естественные природные процессы полностью, то во многом их нарушили, и теперь получаем наказание. Нам теперь надлежит коренным образом перестроиться, попытаться вернуться к той, прошлой модели даже внешнего облика нашего полуострова. Иначе мы в ближайшее время потеряем полностью наши вод­ные ресурсы.

Анатолий Репецкий.

- Смелое заявление, ведь у нас привыкли винить чиновников, но только не себя. Но вопрос в другом. Кто виноват - это уже неважно, важно понимать, что делать дальше.
- Я бы хотел вспомнить рассказы людей старшего поколения, да и мои личные воспоминания о послевоенном детстве. Мне запрещалось убегать за околицу села, где я легко мог потеряться в полумет­ровом покрове дикорастущих трав. Эти травы произрастали естественным образом, их не сеяли, а ежегодно скашивали конными косилками-лобогрейками в конце весны. Росли они на целинных землях, которых было много, выпас скота был строго упорядочен, а осадков выпадало достаточно для их вегетации. Например, мы все запомнили зиму, когда снежный покров превысил уровень крыш сельских домов (1953-1954 года) и в обычные годы снега было довольно много, и частые дожди весной и осенью, плюс летние ливни. Все эти блага были прямым следствием высокого уровня шероховатости почвенного покрова, его создавали, в первую очередь, целинные земли, затем мы их распахали и перевели в пашню, те, что ещё оставались, уже не выдерживали выпаса огромных овечьих стад. В структуре колхозных полей всегда присутствовал эспарцет (род растений из семейства бобовых. - Ред.), с двух-трёхлетним циклом пользования, а иногда и больше. Существовала мощная сеть лесных полос. При коллективизации в каждом селе создавался свой колхоз, и большинство из них постепенно закладывали фруктовый сад или виноградник (начиная от 50 га и выше), иными словами, даже степную часть Крыма можно было отнести к полулесной зоне. Её высокая шероховатость вызывала торможение воздушного потока у поверхности, а поскольку он имеет вертикальную связь, то такое торможение приводило к нагромождению кучевых облаков наверху, и в результате шёл дождь или снег.
- Такие ваши предположения совпадают со взглядами современной науки? Какие природные факторы благоприятствуют, в первую очередь, выпадению осадков?
- Современная наука считает, что Крым не имеет собственного климата, и его погода формируется под влиянием внешних воздушных и морских течений. Так, основные осадки проникают к нам из Атлантики при юго-западном ветре, при южном - ветер переваливает через Крымские горы и несёт дожди в степной Крым, причём постоянная граница их интенсивности достигает линии сёл Клепинино - пгт Новосёловское. Преподаватель КСХИ Шликарь шутил: если бы высоту Крымских гор поднять ещё немного, то дождь накрывал бы весь полуостров, а так они теряют свою силу.
Работая в колхозе, я часто всматривался в облака, прошедшие через эту воображае­мую линию, и замечал, что они вовсе не теряют силу, а почему-то вдруг поднимаются выше и, не уронив здесь ни единой капли, проходят над заливом, чтобы опуститься уже в Херсонской области, или исчезают совсем в неизвестном направлении. И только гораздо позже, уже работая в хозяйствах, имеющих выход к берегу залива, я столкнулся с явлением, которое не поддавалось простому объяснению. Как только с юга или юго-запада начинали двигаться дож­девые тучи, так со стороны морской глади срывался очень сильный ветер, который мчался навстречу облакам, пока те не поднимались на изрядную высоту, а затем уходили непонятно куда. Но осадков, за исключением редких капель, не наблюдалось. И не только на территории хозяйств, имеющих низменную береговую линию, но и в таких, где высота берегового обрыва превышает три метра. Об этом явлении я слышал раньше, десятки лет тому назад от чабанов, всегда тонко наблюдающих погоду, а сегодня они звучат уже в устах местных фермеров.
И ещё заявления жителей таких прибрежных сёл, как Портовое, Аврора, Стерегущее, Котовское о том, что у них никогда не бывает хорошего дождя. Итак, мне ясно одно: при возникновении дождевой ситуации со стороны Каркинитского залива возникают мощные воздушные потоки, препятствующие выпадению осадков. У нас есть целевая программа облесения Крыма, давайте её начнём с создания широкой, на первый случай, хотя бы стометровой прибрежной буферной полосы, и второй такой же по линии Клепинино - пгт Новосёловское. Необходимо также не откладывать восстановление полезащитных полос, тех, что существовали в недалёком прошлом и закладывать их десяти-двенадцатирядными.
- Но проблема опустения наших водохранилищ не только в слабых осадках, но и в систематической недостаточности снежного покрова в Крымских горах. Как вы считаете, тут какие причины?
- «Крымская правда» часто публиковала материалы о фактах незаконного строительства на Ай-Петри и в других заповедных местах. Компетентным органам совместно с экологами следует ещё раз присмотреться к этому, и вместо половинчатых решений снести оттуда решительно всё, что не создано самой природой, механизм работы которой нами ещё пока почти не изучен. Вполне возможно, что именно там истоки бесснежных зим. Но есть ещё одна причина - это размыв Бакальской косы.
Как только начался этот печальный процесс, я услышал из уст одного солидного учёного - гидролога - профессора, доктора наук довольно резкую оценку происходящему. Он сказал, что разрушение этого уникального природного заповедника может привести к каким угодно изменениям окружающей среды, вплоть до катастрофических. Косу следует восстановить немедленно, не размышляя о том, что и как теперь происходит. Бакальская коса, судя по историческим документам, хотя бы тем же древним географическим описаниям, существовала тысячелетия и требует своего возврата. Кроме бесснежья, у нас есть ещё перспектива получения на месте уникального по своим природным характеристикам Каркинитского залива, обширного вонючего болота. Тогда точно можно будет забыть о Крыме, как о курортном месте.
Валентина БУЙЛОВА.