Севастополь - наш!

24 Апрель 2024 1563
Наша газета в уже полностью освобождённом Крыму.
Наша газета в уже полностью освобождённом Крыму. Фото автора.

В эти апрельские дни, 80 лет назад, город-герой (по праву, а через год и по приказу верховного главнокомандующего) Севастополь пока ещё был в оккупации, с ходу не удалось пробить нашим, советским, войскам мощные вражеские укрепления. Бои за город шли, бойцы гибли, но и силы копились, уверенность не ослабевала: Крымская весна 1944-го обязательно должна была завершиться полным разгромом фашистов, освобождением всего полуострова. Это случилось 12 мая 1944-го, когда гитлеровцы были добиты на мысе Херсонес, а тремя днями раньше, 9 мая, освобождён Севастополь. Чуть больше месяца, с 8 апреля, понадобилось нашим войскам на освобождение всего полуострова, а в начале войны фашисты почти 9 месяцев, более 250 дней, старались захватить Севастополь, чьи защитники геройски сражались до последнего…

Крымская весна тогда была очень долгожданной, с осени 1941-го сражался, держался, страдал в оккупации полуостров; оборона Севастополя началась 31 октября 1941-го, город временно оставлен в июле 1942-го… Выстраданная весна была, сотни тысяч павших во имя неё за всю битву за полуостров… Но ни на миг не прекращалась борьба, на фронтах, в тылу, в оккупации - здесь народные мстители были, партизаны, подпольщики, не дававшие покоя врагу. И главное - ни на миг не ослабевала вера в Победу. В нашу Победу! 16 марта 1944-го Ставка верховного главнокомандования во главе с Иосифом Виссарионовичем Сталиным приняла решение о проведении Крымской наступательной операции. Началась она, правда, чуть позже, 8 апреля - погода штормила до того, но зато уже к 18 апреля почти весь полуостров и даже некоторые пригороды Севастополя были освобождены, шесть раз Родина салютовала освободителям и освобождённым. Потом посчитали, что максимально по 65 километров в сутки с боями продвигались наши бойцы, не дозволяя отступавшему врагу закрепиться на новых рубежах. Метр за метром, мгновение за мгновением приближали самый долгожданный крымский салют в Москве, тогда первый ночной, 10 мая, в час, - 24 залпа из 324 орудий - освобождению Севастополя. Приближали его в наступлении бойцы 4-го Украинского фронта Фёдора Толбухина, 19-го отдельного танкового корпуса Ивана Васильева (после его ранения - Ивана Поцелуева); армий - 51-й Якова Крейзера (до того, в Керченско-Эльтигенском десанте, когда занимали плацдармы для наступления, - Алексея Первушина), 2-й гвардейской Георгия Захарова, Отдельной Приморской Андрея Ерёменко (в десанте - Ивана Петрова, в боях за Севастополь, когда армия стала частью фронта - Кондрата Мельника); 4-й Константина Вершинина, и 8-й Тимофея Хрюкина, воздушных армий; Черноморского флота Филиппа Октябрьского, Азовской военной флотилии Сергея Горшкова, Керченской военно-морской базы Владимира Рутковского. Представитель Ставки Александр Василевский координировал дейст­вия армии, авиации и флота. С тыла помогая им, радость освобождения приближали подпольщики в населённых пунктах, а из леса, с гор - партизаны Северного Павла Ямпольского, Восточного Владимира Кузнецова, Южного Михаила Македонского соединений. Когда освободить оставалось только Севастополь, часть выживших партизан и подпольщиков осталась возрождать родные места, а часть влилась в ряды армии, чтобы дальше сражаться, освобождать Севастополь, страну, до окончательной победы.

Командующий фронтом Фёдор Толбухин и представитель Ставки Александр Василевский задумали уже 23 апреля от Балаклавы (освобождённой 18-го) силами 51-й и Приморской армий нанести главный удар по фашистам в Севастополе, прорвать оборону на Сапун-горе и высоте у села Карань (Флотское). А 19-го - отвлекая, ударить по врагу должна была 2-я гвардейская армия в районе Бельбека, прорваться силами 13-го гвардейского Порфирия Чанчибадзе, и 55-го стрелкового Юрия Новосельского, корпусов к Мекензиевым горам и Северной бухте. Не удалось сразу, слишком сильно укрепился враг, дотами, долговременными огневыми точками, ощетинившись на подступах к городу. Но зато уже 5 мая был и мощный отвлекающий удар, и штурм Сапун-горы через два дня, ещё через два Севастополь вновь стал советским, а 12 мая 19-й танковый корпус окончил преследования врага на Херсонесе.

Такие радостные сводки Совинформбюро устами Юрия Левитана облетали страну тогда: «В Крыму наши войска при поддержке массированных ударов авиации и мощного огня артиллерии вчера, 7 мая, начали штурм сильно укреп­лённых позиций немецко-фашистских войск, обороняю­щихся в Севастополе. За два дня ожесточённых боёв наши войска сломили сопротивление противника и на всём протяжении прорвали основную полосу Севастопольского укреплённого района с сильно развитой системой железобетонных сооружений. Наши войска, продвинувшись вперёд до 6 километров, заняли высоты и мощные узлы обороны противника, господствующие над районом Севастополя: Инкерман, гору Сахарная головка, Гайтани, Сапун-гору, колхоз «Большевик», совхоз №10, Карань, гору Каябаш и завязали бои на ближайших подступах к Севастополю». «Наши войска заняли Малахов курган, Слободу Корабельную, Слободу Рудольфову, хутор Отрадный, посёлок 6-я Верста, Джанишев <> Сломив упорное ночное противодействие, наши войска несколько часов тому назад полностью освободили город русской славы - Севастополь. Тем самым ликвидирован последний очаг сопротивления немцев в Крыму, а Крым полностью очищен от немецко-фашистских захватчиков». Она наступила 80 лет назад, Крымская весна 1944-го. Помним!

Наталья БОЯРИНЦЕВА.