Евгений Стеблов: Кино должно быть добрым и честным

26 Апрель 2024 1506
Евгений Стеблов на открытии памятника в Евпатории.
Евгений Стеблов на открытии памятника в Евпатории. Фото автора.

Именно в таких снимается народный артист России Евгений Стеблов. Роли выбирает только светлые, позитивные, предупредив режиссёров раз и навсегда: «Не сыграю негодяя ни за какие деньги».

Поводом для очередного приезда актёра в Крым стало открытие в Евпатории памятника автору повести «До свидания, мальчики!» Борису Балтеру и героям одноимённого фильма Михаила Калика. Персонажи скульптурной композиции предстали в обликах сыгравших их актёров Николая Досталя, Михаила Кононова и Евгения Стеблова. Перед этим долгожданным событием Евгений Юрьевич приезжал в город, с которым сроднился, через 47 лет после съёмок картины, на её 50-летие, а затем на установку закладного камня на выбранном для будущего памятника месте. И вот, спустя 13 лет, свершилось долгожданное событие - не пришедшие с войны герои повести, а вместе с ними все их евпаторийские сверстники, вернулись в родной город. Их встретили цветами и словами благодарности за подвиг всех и каждого из героического довоенного поколения. 

 - Мы видим, как основанная на действительности художественная реальность уходит в миф, и через него возвращается в реальность. Это художественное произведение начинает новую легендарную жизнь в традициях города, - взволнованно сказал актёр, после того как все увидели произведение искусства севастопольского скульптора Константина Цихиева.- Мне подарено возвращение в юность. Одному из трёх моих товарищей актёров - Коли Досталя и Миши Кононова. Это ни с чем не сравнимое ощущение радости! Говорят, что кино - продукт скоропортящийся. К счастью, это не касается фильма «До свидания, мальчики!». Картина живёт, и будет жить, рассказывая о простых мальчишках, ставших героями, запечатлённых сначала в книге писателя евпаторийца Бориса Балтера, затем в фильме талантливого режиссёра Михаила Калика. Многие считают, что это произведение - о Евпатории. На самом деле - о любви, юношеских мечтах в ожидании безоблачного счастья. Город - просто хороший фон. 

Актёр, как всегда, охотно общался, как и в предыдущие встречи в Евпатории и Севастополе, где представлял свою книгу в рамках проекта «Театр и Книга». Во время каждой встречи, разговора, даже мимолётного, можно узнать что-то новое, дополняющее недосказанность. Так было и на этот раз.

- Евгений Юрьевич, 60-летие фильма «До свидания, мальчики» почти совпало с такой же датой и вашего кинотворчества?

- В общем-то, да. Отсчёт можно вести с 1963 года, когда я вышел на съёмочную площадку на Приморском бульваре в Одессе вместе с Савелием Крамаровым и Михаилом Кононовым. Это был фильм «Первый троллейбус» с первой моей серьёзной ролью, до этого были эпизодические в двух картинах, в их титрах даже фамилии моей нет.

- Предшествующий фильму «До свидания, мальчики!» год чем-то примечателен?

- Это год картины, которую теперь называют легендарной - «Я шагаю по Москве». Для меня работа в ней - праздник. Иначе и быть не могло рядом с Никитой Михалковым. С ним, с Галочкой Польских и Алексеем Локтевым мы играли сами себя, влюбляющихся, рассуждающих мальчишек, обдумывающих житьё-бытьё. Очень люблю этот фильм Георгия Данелии по сценарию Геннадия Шпаликова. Один из наших первых импрессионистских - фильм-настроение с необъяснимой словами магией. В нём всё проецируется через всех нас. Поэтому картина не стареет. Это художественное произведение, не связанное ни с социумом, ни с какими-то явными признаками времени. В нём заложено нечто большее - романтика и чистота юности. Пронзительная достоверность.

- Зрители картину сразу же приняли, билетов было не достать. Вдохновляющий успех сполна вкусили?

- Да некогда было: уехал на съёмки фильма «До свидания, мальчики» сначала в Одессу, потом в Евпаторию. Но в пророческих словах Никиты Михалкова, что это будет картина не с рядовой судьбой, уже тогда убедился. Порадовался за нашего режиссёра, который был отмечен на  Каннском кинофестивале специальным почётным упоминанием жюри. И за всех нас, сыгравших в такой картине, интерес к которой с годами не уходит.

- Вы ведь и в спектакле одноимённом играли?

- Да, через два года после фильма на сцене Театра имени Ленинского комсомола. Только уже другого героя - Витю Аникина, экранную роль Миши Кононова. А моего Белова играл Саша Збруев. Играл я с удовольствием, но недолго - 21 год стукнул, все отсрочки от армии закончились. Но с театром не расстался: военком отправил в Театр Советской Армии, и попал я из-под крыла Анатолия Эфроса под крыло Андрея Алексеевича Попова, выдающегося артиста и художественного руководителя. 

- Потом довелось и с другими знаменитостями поработать? 

- Посчастливилось. С Юрием Алексеевичем Завадским, с Рубеном Николаевичем Симоновым. Партнёрами по сцене были Фаина Раневская, Любовь Орлова, Вера Марецкая, Ростислав Плятт, Иннокентий Смоктуновский, Маргарита Терехова. С удовольствием вспоминаю общение с Мариной Влади, Булатом Окуджавой, Юрой Богатырёвым. Всех и не перечислить - я ведь вон уже сколько живу! Воспоминания о встречах вошли в книгу «Против кого дружите?», которая пережила уже четыре издания. 

- Первая - «Не я» имела такой же успех? 

- Увы. Кое-что из неё вошло во вторую, а эта поскромнее, в мягком переплёте, особого интереса не вызвала. Но пишу я не в погоне за успехом. Просто я люблю писать. Это для меня отдых. Из головы ничего не выдумываю, только то, что было на самом деле. Но у меня не сухой пересказ, а образное восприятие, воплощённое на бумаге. Детально всё обдумываю, заново переживаю события, о которых рассказываю. Писательство идёт параллельно с другими моими ипостасями. Не только играю, но ставлю спектакли, преподаю. 

- Какие роли особенно запали в душу?

- Все свои роли люблю. Навскидку назову несколько: учитель литературы Костя в комедии Алексея Коренева «Урок литературы», молодой отец семейства Игорь в лирической комедии Алексея Коренева «По семейным обстоятельствам», доктор Мортимер в детективе Игоря Масленникова «Шерлок Холмс и доктор Ватсон: «Собака Баскервилей», композитор Баха в фильме Михаила Козакова «В четыре руки». Хорошо работалось в комедии «Я знаю, как стать счастливым», сценарист и режиссёр которой - мой сын Сергей Стеблов, нынче монах Свято-Преображенского Соловецкого монастыря. Конечно, сыгранные в фильмах Никиты Михалкова: «Раба любви» - звезда немого кино Канин, «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» - отец главного героя.

- Вы в своё время поддержали воссоединение Крыма с Россией, что сделали далеко не все ваши коллеги и остаются на своей позиции. Их осуждение как-то отразилось на вас?

- Меня совершенно не волнует их отношение. Для меня важно мнение тех, кого уважаю. Никогда не отделял Крым от России. То, что произошло, - закономерность: справедливость должна торжествовать. Народ добился того, о чём мечтал долгие годы. Нетрудно представить себе, что было бы с Крымом, если бы этого не произошло. Вижу, как изменилась Евпатория, а значит, и весь полуостров благоустраи-
вается, становится поистине цветущим, во всех отношениях, каким и должен быть. 

Досье

Народный артист России Евгений Юрьевич Стеблов родился 8 декабря 1945 года в Москве. В 1966 году окончил Театральное училище им. Б. В. Щукина и был принят в труппу Московского театра им. Ленинского комсомола, поработал в театре Советской Армии, с 1969 года - в Театре имени Моссовета. Первый заместитель председателя СТД РФ. Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России. Награждён орденами Почёта, «За заслуги перед Отечеством» IV степени, М. В. Ломоносова, Чеховской медалью. Лауреат Государственной премии РСФСР им. Н. К. Крупской и премии ТЭФИ.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.