Губернаторская память

2 Март 2021 1245
Екатерина Великая, её сын Павел Первый и внук Александр Первый по-разному представляли административный статус Крыма.
Екатерина Великая, её сын Павел Первый и внук Александр Первый по-разному представляли административный статус Крыма. Фото из открытого источника.

По властной табели о рангах они - губернаторы, по народному - главы регионов. Когда наша страна была империей, в их честь назывались улицы, но сменилась политическая эпоха, появились новые герои, всероссийско-всесоюзного масштаба, и имена улицам уже давали их, часто и не бывавших в регионе, а вот свои, много сделавшие, - забылись. «Крымская правда» попыталась вспомнить. В выпусках рубрики за 9, 16 и 25 февраля мы рассказали о покровителях Таврической области, куда входил и полуостров, Екатеринославских и Таврических генерал-губернаторах Григории Александровиче Потёмкине, Екатерине Алексеевне Романовой (Софии Августе Фредерике Ангальт-Цербстской, Екатерине Великой) и Платоне Александровиче Зубове. В память о первых двух, полководце и императрице, по сути, «родителях» Симферополя, в нём когда-то назывались улицы. Рассказали и о правителях области, непосредственно руководивших застройкой и развитием областного города: в честь первого, Василия Васильевича Каховского (Коховского, изначально), и второго, Семёна Семёновича Жигулина (Жегулина), в нынешнем Симферополе косвенно названы улица и микрорайон, только о связи этих топонимов и личностей знают единицы. Таврическая область, самостоятельный регион Российской империи, просуществовала 12 лет, а потом, почти на 6 лет, стала двумя уездами во вновь созданной Новороссийской губернии.

Ак-Мечеть и Перекоп

Таврическая область, созданная именным указом Екатерины Великой 8 февраля (по старому стилю) 1784 года, состояла из семи уездов: Днеп­ровского, Евпаторийского, Левкопольского (позднее Феодосийского), Мелитопольского, Перекопского, Фанагорийского и Симферопольского. Существовали они, пока жива была императрица, но прошло чуть больше месяца после её смерти 6 ноября 1796-го, и Павел Первый, сын Петра Третьего, внук Петра Великого, поторопился избавиться от регионального наследия. Ликвидировал Вознесенское, Екатеринославское наместничества и Таврическую область, объединив их в Новороссийскую губернию. Новороссийском стал Екатеринослав, а на нашем полуострове вместо Симферополя появилась Ак-Мечеть, Евпатория стала Козловым, а Севастополь - Ахти-Яром (Ахтиаром), двойное название или же «до реформенное» употреблять настоятельно не рекомендовалось. Примечательно, что, когда Екатерина Великая возвращала полуострову старинное имя Таврида, от наименования Крым, Крымский полуостров, никто не отказывался, употреблялось оно всю бытность области наравне с новым именем. А вот название Новороссийская губерния новый император всё-таки взял из «матушкиного наследия»: существовала она ещё до присоединения полуострова к России, будучи создана 22 марта 1764-го «на землях бывшей Славяносербии (ныне примерно территория Луганщины, Донбасса. - Ред.) - для защиты русского государства», первым правителем стал Алексей Петрович Мельгунов.
И столь нелюбимый Павлом Первым Григорий Потёмкин в своё время тоже был генерал-губернатором Новороссии.
От Таврической области в новую губернию вошли два уезда, Ак-Мечетский и Перекопский, они соединили в себе остальные уездные областные земли. Так, Ак-Мечетский, с уездным центром Ак-Мечеть (бывший Симферополь), включил в себя Фанагорийский, Симферопольский, Феодосийский и Евапторийский уезды, входили в него и Севастопольские земли.
В Государственном архиве Рес­публики Крым хранятся два документа, сообщающих о численности жителей уезда, по данным ведомости 1796 года, в нём числилось 24955 мужчин, женщин тогда не учитывали, а вот в «Камеральном описании», составленном шес­тью годами позднее, значится уже 64714 жителей «обоего пола». В Перекопском уезде, с центром в селении Перекоп, объединившем в себя Перекопский, Днепровский и Мелитопольский областные уезды, в 1802-м насчитали 35732 жителя. Сохранились в архиве и документы ТУАК, Таврической учёной архивной комиссии, существовавшей уже в бытность возвращения региону самостоятельного, губернского, статуса. Среди них - работа товарища председателя (по нашему - заместителя) ТУАК Василия Павловича Ласковского, посвящённая истории края. Из неё узнаём, что «управляющими Тавридой были последовательно следую­щие новороссийские губернаторы: Николай Михайлович Бердяев, Иван Яковлевич Селецкий, Юрий Алексеевич Николаев и Михаил Павлович Миклашевский».
О Николае Бердяеве известно, что он был Георгиевским кавалером, прадедом тёзки-философа. Иван Селецкий - участник русско-турецкой войны 1768-1774 годов, когда решалась судьба независимос­ти Крыма. После отставки кавалер орденов Святой Анны и Святого Владимира был прокурором Черниговской губернии. В «Википедии» приводится его письмо жене о назначении в Новороссию: «Я здесь нашёл ту страну, где меня все возлюбили: и паны, и простые, где разумеют мою цену, и после ругательств бывших губернаторов почитают меня своим избавителем. Меня тут на руках носят, советник у меня Кирилл Семёнович Гладкой, также добрый человек, умный и великий мне помощник». Считается, что «проявлял особое участие в строительстве храмов в сёлах губернии». Юрий Николаев известен тем, что в своё время на охоте «едва не застрелил тверского губернатора Николая Петровича Архарова», а позже, по распоряжению императора, отправлял в ссылку полководца Александра Васильевича Суворова и надзирал за ним. Михаил Миклашевский, кавалер орденов Святого Георгия, Святого Александра Невского, Святой Анны и двух - Святого Владимира, участник русско-турецкой и второй польской войн, позже предлагавший воссоздать для защиты от французов казацкие полки и упорядочить положение бедняков.

«Благосостояние
остановилось»

Увы, нам неизвестно, что именно для полуострова сделали новороссийские губернаторы, но, если учесть, распоряжение императора «все строения во всей губернии остановить», то получается, не лучшее было время для развития Крымских земель. О Симферополе того времени нам оставил описание учёный Пётр Симон Паллас, тот самый, что в последний год существования Таврической области купил у последнего её правителя, Семёна Жегулина, земли в районе нынешних рынка «Привоз» и улицы Ракетной. «На площади, предназначенной прежде для построек Симферополя, стоят на расстоянии полуверсты, прекрасный губернский дворец (путевой дворец императрицы, ныне улица Александра Нев­ского (Розы Люксембург), 15. - Ред.), превращённый в казармы. Кроме того, построено ещё несколько домов, в том числе и дом для училища (за отсутствием финансирования Главное народное училище областного центра переименовано в Малое и сокращено до двух классов вместо четырёх). Между губернаторским домом и старым городом, почти в середине, на берегу реки Салгир, находится батарея, защищённая рвами, которые изрыты теперь дождевыми потоками. Батарея построена ещё Суворовым, одно имя которого громче всяких титулов (теперь там памятник полководцу). Здесь должен был быть построен и собор (в честь Святого Александра Невского). Против равнины, на западе Салгира, в последние годы прежнего царствования начали строить по плану несколько кварталов и домов, построили также дома в старом городе и несколько больших вдоль Салгира. Но с тех пор как Крым из губернии (области) превращён в округ Новоросийского наместничества, остановилось и благосостояние зарождающегося города. С уменьшением подвоза припасов жители стали оставлять город, и теперь много домов опустело и начинает уже разрушаться».
Сохранилось и описание «Ак-Мечети на 1798 год» новороссийского губернского землемера Павла Семёновича Чуйко: «Удобной земли 2728 десятин (около 3000 гектаров), неудобной - 1900. Купцов «мужска душ» 43, «женска» 29, мещан - 638 и 354, евреев 32 и 36, помещичьих - 69 и 61, христианского духовенства мужска 8, женска 11, магометанского духовенства - 25 и 25». В городе главнейшие суть дворец и 3 большие мечети, дома бывших областных мест (начало улицы Желябова. - Ред.), училище, арсенал, при оном казармы и пороховой погреб, хлебный магазин, три церкви. Первая - российская, во имя Святых равноапостольных царей Константина и Елены (там в своё время молилась императрица Екатерина Великая), вторая - греческая, во имя Живоначальныя Троицы, а последняя - армянская. Со времени присоединения Таврического полуострова к Новороссийской губернии остались в сем городе только уездные присутственные места. <> Водою пользуются из реки Салгыра, прежде довольствовались из фонтанов, но ныне оные испорчены. На правой стороне реки против города имеются изрядные фруктовые сады и на проведённых из реки каналах -
3 хлебные водяные мельницы, загородные помещичьи дома».
В 1801 году, 12 марта, в ходе заговора убит Павел Первый, считается что усилия к тому приложила родня бывшего Екатеринославского и Таврического генерал-губернатора Платона Зубова. Преемником, новым императором России, стал его сын, любимый внук Екатерины Великой Александр Первый (после прозванный Благословенным). Его решением 8 октября 1802 года появилась, практически в прежних областных границах, Таврическая губерния с центром в Симферополе. О ней, её покровителях и губернаторах, в том числе и о том, в честь кого когда-то называлась столичная улица, «Крымская правда» обязательно расскажет.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.