Прям, как в Англии

13 Октябрь 2021 281
Пассажиры штурмуют редкие маршрутки, рискуя затоптать и покалечить друг друга. Фото: Анны Кадниковой
Пассажиры штурмуют редкие маршрутки, рискуя затоптать и покалечить друг друга. Фото: Анны Кадниковой

Руководство республики всерьёз взялось за качество работы общественного транспорта. Количество обращений, поступающих от граждан по этому поводу, зашкаливает. Больше всего жалоб приходит по Симферополю и Симферопольскому району. Люди сетуют на переполненные маршрутки - явно не хватает подвижного состава, некорректное поведение водителей. Но самая распространённая причина недовольства пассажиров - несоблюдение графиков движения. В итоге планировать свои дела крайне сложно: никогда не знаешь, сколько займёт дорога по городу, и приедет ли нужный автобус вообще.

В ожидании конкурса

В большинстве регионов нашей страны общественный транспорт ходит строго по графику. Благодаря этому пассажиры чётко знают, в какое время автобус появится на той или иной остановке. Но в Крыму манера движения маршруток и троллейбусов до сих пор носит хаотичный характер. По большей части машины, закреплённые на одном маршруте, не соблюдают интервал движения и ездят группами: пропустил череду - придётся битый час ждать на остановке её возвращения. Впрочем, пассажирам сложно понять, соблюдается ли график движения, ведь он никому не известен.

- По моему поручению до конца текущей недели на всех остановках, где это требуется, будет восстановлено и актуализировано расписание движения маршруток, - обещает глава Симферопольской администрации Валентин Демидов. - На встрече с перевозчиками я хочу поставить условие: с теми компаниями, которые допустят более пяти нарушений, мы будет расторгать соглашение о сотрудничестве. С 15 октября до конца ноября будут проведены конкурсы на все маршруты общественного транспорта. По договору, который по итогу будет подписан в декабре, жёстким требованием станет соблюдение графиков движения.

Сейчас по 43 существующим в Симферополе маршрутам формируются лоты. Каждый из них будет представлять собой пакет, включающий как прибыльные направления, так и менее популярные среди пассажиров. Такая компоновка нужна для более справедливого распределения маршрутов.

Сейчас 13 городских маршрутов обслуживает ГУП РК «Крымтроллейбус», 10 - МУП «Горавтотранс», 20 - частные перевозчики. Но согласно контракту требования ко всем одинаковые. В целом количество обслуживающих город компаний-перевозчиков за последние три года сильно сократилось. Уменьшился и автобусный парк. Если раньше по городу ездили 650 маршруток, то теперь осталось всего 420. Однако, по уверениям городских властей, это не сказалось на качестве перевозок, поскольку выбывшие малогабаритные автобусы были заменены машинами большой вместимости.

Другое дело, что и оставшиеся на городских маршрутах автобусы некому водить. По данным городских властей, дефицит водителей привёл к простою трети подвижного состава. Дело в том, что многие сейчас уезжают на заработки на материк - в Крыму зарплаты в сфере общественного транспорта существенно ниже, чем в других регионах. Кроме того, в республике появилось множество строительных фирм, готовых принимать шофёров на работу: категория водителя маршрутки подходит для управления грузовыми автомобилями. Зарплаты в этой отрасли, опять же, выше, чем в сфере общественных перевозок, а стресса гораздо меньше. Ещё часть водителей стала жертвами коронавируса. Даже те, кто сумели оправиться после тяжёлой болезни, больше не могут работать по состоянию здоровья.

- Отсутствие водителей - общая проблема для всех перевозчиков, - констатирует Валентин Демидов. - На сегодня для бесперебойной работы всех маршрутов необходимо около 500 водителей. Из-за дефицита кадров на линию не выходит 161 единица техники из 420, которые должны работать в городе. Эту проблему будем решать в комплексе с профильными структурами. В частности, мы намерены сотрудничать с учебным комбинатом по формированию необходимого водительского состава категории «D» на перспективу.

Придётся потерпеть

Между тем, если днём перемещаться по городу на общественном транспорте всё же как-то можно, то уехать в вечернее время по-прежнему нереально. Муниципальные власти объясняют: после 19-20 часов перевозчикам не выгодно обслуживать маршруты - слишком мало пассажиров. Однако при этом фирмы заключают с администрацией контракт, согласно которому заказчиком перевозок является город. Это значит, что он вправе контролировать работу подвижного состава и самостоятельно определять, в какое время он будет ходить, ориентируясь на потребности пассажиров. На деле же получается, что власти больше обеспокоены проблемами перевозчиков, а не граждан.

- У нас есть поручение по поводу соблюдения и контроля интервалов движения, особенно в вечерние часы. На маршруты выходит то количество машин, которое необходимо, - комментирует начальник управления транспорта и связи администрации Симферополя Анастасия Волкова. - Что касается нерегулярности движения транспорта в другие часы, хочу напомнить, что в городе сейчас идёт масштабное строительство и ремонт дорожной сети. Интервалы движения не могут соблюдаться из-за возникающих в связи с этим пробок. Если мы добавим машин на маршруты, вместо десяти автобусов в пробках будут стоять двадцать, но ситуацию это не исправит. Все хотят ездить по качественным дорогам, поэтому придётся потерпеть.

Елена ЮМАНОВА.