Он создал новый Крым

11 Июль 2021 2758
Василий Комяхов (в центре) на строительстве водохранилища.
Василий Комяхов (в центре) на строительстве водохранилища.

Их 31 за всю советскую историю полуострова, Таврической губернии, Республики Таврида, Крымской АССР, области, автономии, с осени 1917-го по зиму 1991-го, - коммунистических лидеров, первых секретарей обкома. У них разные судьбы, кто-то, как Ян Юлианович Тарвацкий, казнён, кто-то, как Николай Васильевич Соловьёв, - репрессирован. Кто-то казнил и репрессировал сам, как Розалия Самойловна Самойлова (Землячка). Благодаря Юрию Петровичу Гавену появилась наша газета, а с именем Владимира Семёновича Булатова связана жизнь полуострова в Великую Отечественную. Иван Кондратьевич Лутак, Николай Карпович Кириченко, Виктор Сергеевич Макаренко - эти имена вспоминают крымчане, говоря о годах процветания. А старшие товарищи по газете тепло отзывались и о Василии Григорьевиче Комяхове, том, с чьей службы (патриоты полуострова иначе работу здесь и не называли) началось преображение Крыма, «превращение в область садов и виноградников».

Многие помнят, как в пятидесятых годах прошлого века появился клич труженикам об усилении заботы о родном полуострове. Уже было решение властей Советского Союза, тогда ещё - Иосифа Виссарионовича Сталина «О строительстве Каховской ГЭС на реке Днепр, Южно-Украинского и Северо-Крымского каналов и об орошении земель южных районов Украины и северных районов Крыма». 70 лет назад, осенью 1951-го, появилась даже поч­товая марка, посвящённая одной из «великих строек коммунизма» - Северо-Крымскому каналу. Полуостров был ещё частью РСФСР, спустя два года не стало Сталина, ещё спустя год Крым передан в состав Украинской ССР, строительство канала затянулось, но идея озеленения, увеличения плодового богатства полуострова не оставлена.
А ещё Крым мучила бескормица - решения надо принимать быстро и надёжно.
И Василий Комяхов принимал. Он, как вспоминали коллеги, прибыл в Крым сразу после присоединения полуострова к Украине, а официально вступил в должность с 14 декабря 1955-го. Было ему 44 года - родился в Харьковской губернии
18 февраля (по старому стилю) 1911-го. За плечами - агрономический техникум и сельскохозяйственный институт (так что о проблемах крестьянства и путях их решения знал не понаслышке). И военный опыт руководства, правда, в Великую Отечественную Василий Григорьевич служил по «автомобильным делам» - зам­начальника автоотдела 54-й армии по ремонту и снабжению, начальник автомобильного отдела армии, начальник 1-го отдела автоуправления Северной группы войск. Но служил отлично - награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны первой и второй степеней. Позже за мирные успехи появятся ордена Ленина, Трудового Красного Знамени - служил на Кировоградщине, Сумщине, Полтавщине, был после Крыма и секретарём Центрального комитета Компартии УССР.
- До его появления, - вспоминал наш фотокорреспондент Николай Николаевич Бондаренко, - журналисты в Крыму жили спокойно.
И вдруг в жизнь ворвался Василий Григорьевич. Впервые встретился с ним в кабинете председателя колхоза имени Молотова (позже - агрофирма «Дружба народов» Красно­гвардейского района) ранним утром. Сюда немногочисленную тогда журналистскую братию (в Крыму выходило всего три газеты и местная программа радио) собрали буквально по тревоге. Рядом с председателем - известным колхозным организатором Ильёй Абрамовичем Егудиным сидел невысокий, полный человек. Представился: «Комяхов. Пригласил вас по неординарному случаю. Думаю, опоздание ваше будет последним», - при этом он лукаво улыбнулся. Мы же почувствовали если не угрозу, то серьёзное предупреждение.
Первый секретарь обкома говорил о том, что в Крыму из-за сложных погодных условий, неурожая началась бескормица, но надо сделать всё, чтобы свести её последствия к нулю, не допустить потери поголовья и снижения продуктивности животных.
- Отправились на животноводческую ферму, - вспоминал Николай Бондаренко. - Главный зоотехник колхоза Николай Лавренёв демонстрировал разные способы приготовления соломы, но воп­росов больше, чем мы задавал именно Василий Григорьевич, слушал внимательно - чувствовалось, что разбирается. В ту злополучную зиму областные газеты и радио беспрестанно писали и говорили о соломе. Я со своим фотоаппаратом побывал, наверное, на сотне ферм. Но нужно сказать, что зимовка скота, принимая во внимание тяжелейшее положение с кормами, прошла нормально. Надои, конечно, всё же снизились и поголовье уменьшилось, но, если бы не опыт колхоза имени Молотова, который решением обкома внедряли в хозяйствах области, не внимание к проб­леме будущего первого секретаря, ситуация могла бы быть гораздо критичнее.
Весной 1955-го по инициативе Василия Комяхова учёные полуострова начали работать над вопросом превращения Крыма в область садов, виноградников и парков.
- На каждом совещании, пленуме, на встречах с крестьянами и рабочими он убеждал всех, что именно виноград, плоды и вино помогут области выйти в приоритетные.
В обкомовском кабинете застать Комяхова было трудно. Мы мотались по полуострову и днём, и ночью по его маршрутам. А он - постоянно в окружении специалистов. Советовался, изучал, «прощупывал» в буквальном смысле слова каждый гектар будущих виноградных плантаций. Сажали быстро и много. Уже через 3-4 года площади виноградников увеличились в 20 раз!
А валовый сбор ягод - в 30! Разве не победа?! В 1965-м, наиболее благоприятном для виноградарей году, сбор винограда превысил 670 тысяч тонн!
Наверное, как это ни кощунственно звучит, Василию Григорьевичу повезло, что он ушёл из жизни, до того как в восьмидесятых годах прошлого века вырубались крымские виноградники - «борьба с пьянством» - решение уже новых властей страны. Какую боль тогда испытывали те, кто любовно пестовал лозы, превращая Крым в благодатный край. Но тогда, в пятидесятых, параллельно сельскому хозяйству развивалась и промышленность. Вступали в строй десятки консервных, винных заводов, холодильники для длительного хранения продуктов. Как быстро спустя несколько десятилетий всё это уничтожено - новые власти, новые ценности…
- Область получила тысячи рабочих мест, доходы росли, - вспоминал фотокорреспондент. - Строились жилые дома, детские сады, школы, больницы, сельские медицинские амбулатории.. Всё было подчинено нуждам людей, сельского хозяйства. Виноградной лозе нужна опора. Деревянный кол - недолговечен, железный - дорог. Положение может спасти только кол железобетонный, но нужен цемент. И областной комитет партии принимает решение построить в Крыму цементный завод на бахчисарайском мергеловом месторождении. Где взять деньги? Василий Комяхов решает проблему очень рискованно для того времени - предлагает колхозам и совхозам, выращивающим виноград, внести свой пай.
А расчёты - по окончании стройки продукцией завода.
Нашему коллеге было поручено вести съёмку завода
«с первого колышка и до выхода цемента». Девять месяцев, почти каждый день приходил на строительную площадку. Появился объёмный, почти в полторы сотни фотографий, альбом, который принёс журналист первому секретарю. Тот рассматривал внимательно, улыбался - многих строителей знал, ведь и сам по несколько раз в неделю бывал на стройке. «А Мирошниченко хорош, бригадир монтажников. И Ильяс Тлюстангелов, руководитель стройки, тебе на крючок попался, хороший работник». И с удовольствием говорил Василий Григорьевич: «Представляешь, сколько дел мы прокрутили? Симферопольское водохранилище построили, ГРЭС уже даёт энергию, скоро телецентр заработает - 186-метровую мачту выгнали. А сколько винограда посадили, садов! Уже дают продукцию десятки консервных и винных заводов, а в холодильники заложены до весны несколько тысяч тонн яблок. А в Керчи строители как разворачиваются - супертанкеры строить будем! Время летит, а кажется только вчера думали - начинать или не начинать работать по-новому.
А сколько ещё дел впереди!
- Он перелистнул очередную страницу альбома и недоумённо улыбнулся - «А это откуда?» - снимок Комяхова и секретаря Румынской компартии Георгиу Деж, - вспоминал фотокорреспондент газеты. - Я снял их в Георгиевском зале Кремля во время съезда, когда сопровождал крымскую делегацию. И рассказывает Василий Григорьевич, признаётся, что говорили они тогда о поставке в Бахчисарай цементных печей. Румын выполнил обещание, цемент, как и планировали, пошёл в сентяб­ре 1960-го. А ещё вспомнил тогда первый секретарь, как мы шли с ним по тоннелю, пробитому под Ай-Петри - по нему должны были пустить питьевую воду из водохранилища «Счастливое-1», что неподалёку от села Соколиного, в Ялту: «Вот это был переход! Жутко, кругом вода льётся!». Но ведь на благо крымчан всё делали, для людей.
Уже уехав из Крыма, Василий Григорьевич с добром вспоминал наш полуостров, и крымчане, чья жизнь стала тогда лучше, были сделаны гигантские шаги к процветанию, вспоминали его с теплотой. 16 октября 1966-го Василия Комяхова не стало, а с годами и созданное его стараниями, усилиями тысяч других тружеников в Крыму пришло в упадок. Мы уже давно, увы, не край садов и виноградников…

Наталья БОЯРИНЦЕВА.