Если бы не Крым . . .

Столицы остались бы без связи, а Космос - без нас

29 Сентябрь 2020 1445

Крым это не только жители-труженики, курортники и природные красоты «ордена на груди планеты Земля». Это ещё и богатая история, события и люди, без которых жизнь могла стать совсем иной. «Крымская правда» выясняет, за что мир благодарен нашему полуострову.

Алло, Москва?!

Сегодня мы легко произносим это из практически любой точки планеты с помощью порой крохотных телефончиков или даже наручных часов, а в былые времена приходилось брать два, как бы сегодня сказали, вантуза с проводами, прикладывая один к уху, второй ко рту, и просить: «Барышня, соедините!». Да и дозвониться в Москву в конце позапрошлого века можно было только из ближних Коломны, Одинцово, Серпухова, Подольска, Богородицкого и Химок, в Петербург же только из Гатчины - вот такое междугородное телефонное сообщение в Российской империи. Ситуация, естественно, не устраивала богатый люд, проживавший и в бывшей столице государства (Мос­ква утратила статус в 1712-м), и в тогдашней, Санкт-Петербурге. Вскоре появился и указ императора Николая II, предписывающий установить беспрерывную телефонную связь между двумя городами. Впрочем, попытки соединить их телефонной линией были и до него: в 1887-м инженеры Александр Столповский и Фёдор Попов (однофамилец российского изобретателя радиотелеграфии), а также член Бельгийской Академии наук, чьё имя, увы, не сохранила история, предлагали построить линию связи вдоль тракта (дороги) Петербург - Москва, но идею власти отвергли. Зато приняли проект Павла Войнаровского, предлагавшего подвесить бронзовые 4-миллиметровые в диаметре провода вдоль полотна Николаевской железной дороги, соединившей города в 1851-м, и сделать это отдельно от телеграфных. 10 июня 1898-го от Петербурга к Москве стали строить телефонную линию. К 30 сентября получилось, но ночная буря повредила все четыре провода, исправили к 16 октября, а через два месяца их подключили к установленным в городах коммутаторам. Торжественно всё открыли 31 декабря 1898-го в Петербурге, за тот день более 60 раз раздавалось: «Алло, Москва?! Алло, Петербург?!». Самую длинную в Европе, почти 662 километра, телефонную линию придумал крымчанин Павел Дмитриевич Войнаровский.
В 1866-м, 3 февраля (по старому стилю), в семье преподавателей русской словесности из Севастополя родился сын, которого нарекли Павлом. В отличие от гуманитариев родителей, чьи имена, увы, уточнить не удалось, мальчик с малых лет увлекался естественными и точными нау­ками. Университет, физико-математический факультет, окончил во Франции, а потом вернулся на родину и поступил в Техническое училище почтово-телеграфного управления в Санкт-Петербурге. Вначале «телеграфный инженер» работал в Москве, где вскоре стал самым известным специалистом электросвязи, потом вернулся в Петербург - преподавал в родном училище, ставшем Электротехническим институтом. А попутно учился и сам - в Бельгии, в единственном тогда в Европе высшем электротехническом университете. Лекции своих учителей вскоре издал в Петербурге на собственные деньги - «Элект­рические измерения», первый в стране спецучебник. Чуть позже создал и свой - первый в России справочник по теории и практике телефонии. После смерти соратника и друга, изобретателя нашего радио Александра Попова, стал севастополец руководителем Электротехнического института. Благодаря нашему земляку появилась первая в стране высоковольтная лаборатория, атлас чертежей и примеров прокладки кабелей связи и электричества, рассчитаны нагрузки на электрические сети, взаимовлияние элект­ротранспорта, трамваев на телефонные линии, различные температурные и погодные условия для их работы, создана теоретическая и практическая база, которой связисты пользуются поныне.
Увы, Павлу Войнаровскому, кавалеру орденов Святых Станислава, Анны, Владимира, только 47 лет земной жизни выпало - его не стало 13 июня 1913-го. В память о коллеге, выдающемся учёном, профессоре, электротехники империи учредили фонд, премию и стипендию. Они присуждались до 1919-го, потом всё имущество фонда было изъято в пользу молодой республики Советов. Долгое время имя учёного, рождённого в Крыму, было известно только узким специалистам, но в конце прошлого века на здании лаборатории Электротехнического университета в Санкт-Петербурге открыли мемориальную доску в честь Павла Войнаровского, когда-то первого выпускника, ставшего директором института.

Крым - Космос

О крымском вкладе в развитие космической славы страны знают многие.
В октяб­ре 1957-го Крымская астрофизическая обсерватория во главе с Серафимой Васильевой вела наблюдение за первым в мире искусственным спутником Земли, нашим, отечественным. Перед отправкой к звёздам космонавты, в том числе и первый, Юрий Гагарин, тренировались у нас в Феодосии, учась прыгать с парашютом и приводняться под руководством Николая Никитина. А скафандры для них испытывал феодосиец Иван Юдин. Кстати, примерил скафандр, проведя настоящую космическую тренировку на центрифуге, и главный редактор нашей газеты Владимир Бобашинский - помог всё устроить Павел Попович, друг «Крымской правды» - космонавты в советское время были частыми гостями редакции, нашими друзьями. А ещё Крым - место, где луноходы учились двигаться под Симферополем, а под Евпаторией - Центр дальней космической связи, откуда контролировались полёты. И космонавты наши известны, крымские уроженцы: Василий Циблиев из Кировского района, Олег Котов из Симферополя, Антон Шкаплеров из Балаклавы. Был у нас и Григорий Нелюбов, что родился в Порфирьевке под Евпаторией, именно он должен был стать первым в Космосе, но фамилия властям «не понравилась». Зато первое, что увидел, выйдя из корабля в открытый Космос, Алексей Леонов, стало очертание Крыма на земном шаре.
И в Космосе наш полуостров есть, реки, населённые пункты, открытые сотрудниками Симеизской и Крымской астрофизических обсерваторий. Впрочем, первым Крым в Космосе обозначил всё же француз Гийом Бигурдан: в 1894 году он открыл астероид №390 и назвал его в честь реки Альма, у которой произошло знаменитое первое сражение Крымской войны, против русской армии воевали и земляки астронома. В 1912 году Григорий Неуймин, сотрудник Симеизской обсерватории, открыл малую планету №748 и дал ей имя Симеиз. Стараниями астронома появились на звёздной карте и Таврида, №814, и Гаспра, №951, открытые в 1916-м. В советское время учёный посвятил астероид №1140, открытый в 1929-м, всему полуострову - Крымия, спустя год появились Скифия, №1306, Киммерия, №1307, и КрАО - №1725, Крымская астрофизическая обсерватория.
В 1924-м ещё один иностранец, немец Карл Райнмут, посвятил открытый им астероид, №1048, нашей Феодосии. А в 1935-м сотрудница Симеизской обсерватории Пелагея Шайн посвятила Ялте малую планету №1475. Тамара Смирнова из Крымской астрофизической обсерватории в 1970-м назвала в честь Симферополя астероид №2141, спустя год, №2121, получил имя Севастополь, а малые планеты под номерами 2216 и 2217 - Керчь и Эльтиген, в 1972-м астероид №1903 стал Аджимушкаем. В 1980-м в Космосе появилась Кача - так Людмила Журавлёва из Крымской астрофизической обсерватории назвала открытый астероид №2760, спустя 4 года другая Людмила - Карачкина дала малой планете №3982 имя Кастель, в честь горы у Алушты. Благодаря супругам Николаю и Лидии Черных 35 лет назад на звёздной карте появились Евпатория и Балаклава, астероиды №24648 и 24649. До этого Лидия Ивановна два обнаруженных астероида, №1956, в 1969-м, и №1957, в 1970-м, посвятила Артеку и Ангаре, реке, что берёт начало на Ангарском перевале. С разницей в год, с 1977-го по 1979-й, Николай Степанович открыл миру Алупку, №2508, Корсунию (Херсонес), №2966, Коктебелию, №3373, Магарач, №4308, Бахчисарай, №3242 и Массандру, №3298. Так что Крым - это не только полуостров на планете Земля, но и небесные тела, что вращаются вокруг Солнца по своим далёким орбитам.
Это лишь некоторые крымские события и люди, без которых мировая история развивалась бы иначе. Знаете о других? Пишите, ждём ваши рассказы.

Павел Войнаровский.

Григорий Нелюбов.

Фото из открытых источников.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.