Как экологию Крыма будут спасать волонтёры

16 Сентябрь 2020 1603

На полуострове появилась новая интересная тенденция. Молодёжь активно записывается в эковолонтёры. А потом реа­лизует свои таланты не только на территории полуострова, но и далеко за его пределами. Постепенно у нас становится модно не только гулять по диким местам Крыма, но и следить за порядком в них. Какое будущее у эковолонтёрства, что ждёт это течение, как записаться в ряды любителей природы? На эти и другие вопросы ответили участники Молодёжного клуба Крымского отделения Русского географического общества.

- В последнее время всё чаще мы слышим о таком явлении, как эковолонтёры. Чем они могут быть полезны природе Крыма?
Елена Шестакова, эксперт Молодёжного клуба Крымского отделения РГО: - Это не новшество, которое мы изобрели в Крыму. Волонтёрство в целом появилось в конце XX века, эковолонтёрство на территории заповедников появилось в начале 2000-х. Тогда возникла потребность в создании групп людей, которые хотели бы что-то улучшить, преобразовать, изменить. Лет десять назад, когда говорили, давайте создадим волонтёрский лагерь, многие отвечали, что работать бесплатно не будут. Сейчас всё наоборот. Появляются очереди из желающих трудиться на природе. Люди хотят делать добрые дела. Мой коллега из Германии говорит, что люди, которые поработали на территории ООПТ или в национальном парке, никогда её не забудут и будут трудиться на её благо.
Екатерина Петлюкова, замруководителя Молодёжного клуба Крымского отделения РГО: - Мы реализуем наши инициативы с 2016 года, до этого времени на полуострове подобных проектов не было. Мы постепенно начали устраивать волонтёрские школы, которые придумали с помощью наших экспертов, учителей. Первая наша школа прошла в Карадагском заповеднике. Это был очень интересный проект! Формат такой школы предполагает не только волонтёрский труд, но и образовательную сос­тавляющую. После окончания проекта он может не только работать в ООПТ, но и организовывать свои программы. И в этом мы стали новаторами на полуострове и не только. Образовательная составляющая таких школ - это наше нововведение, мы планируем и дальше трудиться в этом направлении.
Е. Ш.: - Также я бы хотела рассказать о том, как это работает на материке. Полезно услышать о сибирском опыте. Есть такой национальный парк «Столбы», в котором волонтёрские школы вышли на новый уровень. Там это принято называть неформальным образованием, которое даёт многое всем, кто хочет сделать мир лучше вокруг себя. Там создана информационная база. С её помощью можно всегда найти волонтёров для каких-то проектов или срочных задач. Например, возникла необходимость срочно помочь заповеднику, тут же можно мобилизовать людей. Также в этом национальном парке регулярно проводят уроки, организуют экошколы. Результат впечатляет. Ребята быстро запоминают виды птиц, животных, узнают деревья. Мир ООПТ для них становится другим - понятным. Они иначе начинают относиться к тому, что видят вокруг себя.
- Всегда возникает вопрос у людей - откуда берётся финансирование на такие проекты?
К сожалению, на природу тратить деньги у нас не любят. Ведь она не принесёт столько прибыли, как многоэтажка в парке или ларёк у моря.
Е. П.: - Нам удалось получить гранты на несколько проектов. Это большое наше достижение и очень полезный опыт. Грант помогает привлечь нужное количество финансов для проекта. И особенно ценно, что волонтёры ничего не платят за своё участие в программах. Мы за бюджетные средства организуем их быт, поэтому расходы у эковолонтёров минимальные. Кроме того, мы стараемся каждый год активно участвовать в грантах, в том числе и тех, которые появляются у Русского географического общества. Результаты впечатляют всех. Так, наши волонтёры побывали на Японском море, провели там первую экошколу.
- А что вы бы могли сказать об экотуризме? О нём часто говорят в Крыму, подчёркивая, что это очень перспективное направление. Но реальные успехи незаметны пока. Трудно с ходу озвучить популярные эконаправления.
Е. Ш.: - В Крыму экотуризм востребован абсолютно везде. И это очень перспективное направление. Наш полуостров прекрасен в своём многообразии. Мы все знаем, что по количеству заповедных территорий превосходим многие регионы. Но вопрос в том, что к нам приезжают туристы, которые были на материке в обустроенных заповедниках, если так можно сказать. Там есть информационные стенды, хорошая инфраструктура, другие преимущества. У нас пока такого не хватает.
Важно понимать, что экотуризм - это, прежде всего, путешествие на природу. И у него есть три важные составляющие. Первая - красивая природа, тронута она человеком или нет, это другой вопрос. Вторая - доступность. Например, в Сибири попасть на территорию заповедника бывает сложно в первую очередь из-за удалённости или рельефа. В Крыму с этим проще. Третья - экопросвещение. Люди должны получать знания, изучать территорию, на которой они оказались. И четвёртая - прибыль для местных жителей. Они должны быть заинтересованы в том, чтобы заработать на прилегающей к заповеднику территории. Например, готовят и продают еду, открывают кафе, организуют работу транспорта. Но опять же - не в заповеднике, а рядом с ним. И большой воп­рос - есть ли все эти составляющие в Крыму для организации полноценных программ по экотуризму.
- Может быть, проблема ещё и в том, что наши заповедники не в лучшем состоянии? Они не готовы к таком варианту развития?
Е. Ш.: - Можно сказать, что и сами крымчане не совсем к этому готовы. Например, в нацио­нальный парк можно попасть только с экскурсоводом. Для нас это непривычно. Но у нас есть потенциал, его нужно развивать. Как пример могу привести Карадагский заповедник. Он самый успешный, ориентирован на развитие науки, там работает музей. Также обустроена тропа, по которой все желающие могут пройти, увидеть красоту крымской природы вокруг.
Совершенно точно большой потенциал у Ялтинского горно-лесного заповедника. Теперь он входит в систему федеральных особо охраняемых природных территорий. У него появился молодой перспективный директор, который открыт для общения и хочет многое улучшить в заповеднике. Но снова есть нюансы. Так, в Ялтинском заповеднике особой популярностью пользуются тропы.
И крымчане переживают, смогут ли они и дальше ими пользоваться, ходить по ним свободно. Но появилось правило - хочешь пройти по тропе, зарегистрируйся, а потом иди. Это распространено на материке, там многие знают, что для прогулки нужно оставить заявку, например, на сайте заповедника. Для нас это новшество, к которому ещё нужно привыкнуть.
- Однако вопрос ещё и в том, нужен ли такой отдых туристам. Многие по привычке едут на море и больше ни о чём не тревожатся.
Е. Ш.: - Если мы будем и дальше развивать экотуризм, то сможем сохранить биоразнообразие каждого природного парка, а также развить туризм и рекреацию. Да, гости полуострова выбирают море, там хорошо, вкусно и красиво. Но многие хотят сменить шум волн на прогулку в горах. И когда они узнают, что такое - прогуляться по заповедникам Крыма, их отношение меняется. Горы у нас всегда будут востребованы, как и другие не менее интересные территории. Например, очень популярны Тарханкут и Джангуль на северо-западе Крыма.
И я хочу подчеркнуть, что сейчас всё важнее становится не привлечь туристов, а сделать так, чтобы они не «залюбили» Крым до смерти.

Елена Шестакова.

Екатерина Петлюкова.

Валентина БУЙЛОВА.