«Алло, мы из банка»

Как распознать телефонного мошенника

15 Август 2020 535
Помните, что сотрудник банка не потребует от вас назвать личные данные и уж тем более данные карты.
Помните, что сотрудник банка не потребует от вас назвать личные данные и уж тем более данные карты.

Сегодня много людей сталкиваются с телефонными мошенниками, которые пытаются украсть деньги прямо с банковских карт. И довольно много тех, кто идёт у них на поводу. Как правило, мошенники не выбирают сложные технологические решения. Скорее, наоборот, пользуются старым, но не добрым психологическим давлением. Тут и охват аудитории большой, и делать для этого особо ничего не надо - достаточно просто уметь ненавязчиво оказывать давление на людей в телефонной беседе. Как распознать телефонного мошенника? Что нужно сделать, чтобы защитить себя от его действий?

Старая (не)добрая психология

«Добрый день, Наталья! Меня зовут Сергей, я из службы безопасности банка», - именно так начал разговор со мной незнакомый молодой человек. А дальше все мошеннические уловки, как на ладони: и «с вашего счёта был только что осуществлён перевод в Воронеж», и «скажите номер карты, и срок действия, и три цифры, что на обороте». Почему сразу не прекратила разговор? В силу любопытства и профессии хотелось понимать, какие методы используют мошенники, когда хотят снять деньги с вашей карты. А вот Антонине Анохиной повезло чуть меньше: пенсионерка до банкомата всё же дошла и, руководствуясь указаниями мошенников, перевела половину своей пенсии неясно кому. Правда, узнала она об этом чуть позже, когда ей пришло сообщение из банка о переводе средств. Доказать, что она совершала эту операцию бессознательно - практически невозможно, деньги пенсионерка вернуть не смогла.
Действительно, у мошенника, с которым вы говорите по телефону, как правило, вполне грамотная речь, хорошо поставлен голос, и он неплохо ориентируется в ситуации. Но тем не менее есть явные признаки, по которым вы всегда сможете опознать афериста.

Три способа опознать мошенника

Первый и самый главный - неизвестный просит сообщить вас номер карты, срок действия карты, одноразовые пароли из СМС и CVV код - те самые три цифры, которые указаны на оборотной стороне вашей банковской карты. Кроме того, мошенник может попросить сообщить кодовое слово или назвать код из сообщения. В любом из перечисленных случаев немедленно прекращайте разговор - можете быть уверены, что вам звонит аферист.
Второй признак - звонок с целью предупредить якобы о мошеннических действиях. На сегодняшний день это самый распространённый способ обманных действий с банковской картой. Выглядит всё крайне естественно: звонит «сотрудник» банка, говорит, что с вашего счёта пытаются списать некоторую сумму средств. Далее просит взволнованного клиента сообщить все перечисленные выше данные якобы для подтверждения личности. Но, как мы уже писали, называть эти данные ни в коем случае нельзя. Запомните - финансовые организации не практикуют такие звонки, а, напротив, в рисковой ситуации могут для обеспечения безопасности ваших денег заблокировать «движение» средств по карте. И тогда уже в кредитную
организацию будете обращаться вы.
Третий признак - звонок с формулировкой: «я попал в беду, срочно переведи денег». Да, подобный «развод» действует в основном на пожилых людей - им сложнее сориентироваться в экстренной ситуации и принять правильное и рациональное решение. Скорее всего, они переведут деньги, ведь мошенники работают настолько хорошо, что даже имя пострадавшего смогут назвать правильно. Ни в коем случае не нужно бежать к ближайшему терминалу и переводить средства. Обязательно уточните у своих близких и друзей, действительно ли такое происшествие произошло.
Ещё один способ «развода», который я бы назвала «слишком хорошо, чтобы быть правдой». Вам звонят «из банка» и говорят, что на ваш счёт поступила крупная сумма денег. Выиграли в лотерее, например. Но, чтобы получить денежки, нужно заплатить. «Всего» 10 тысяч «НДС» и всё, миллионный выигрыш у вас в кармане. Помните поговорку про бесплатный сыр? Именно! Если вам обещают лёгкие деньги, очевидно, что вас хотят обмануть.

Предупреждён, значит…

Если у вас появились подозрения, что на другом конце телефона не сотрудник банка, а мошенник, то попросите его перезвонить чуть позднее. За это время вы сможете прояснить ситуацию. Информацию о номере, с которого поступил звонок, можно просмотреть в интернете - наверняка, вы не первый, кого пытаются «развес­ти» и люди об этом пишут. Да и мошенники не дураки: второй раз, как правило, не звонят.
Второй способ распознать, что звонят мошенники - объявить о том, что разговор записывается. В большинстве случаев эта информация отпугивает аферистов.
Ещё один важный момент - если в разговоре «сотрудник» отказался назвать свои данные: ФИО, должность, номер отделения, в котором он работает, и рабочий номер телефона, то вряд ли это звонок из банка.

Наталья АЛЕКСАНДРОВА.