Надёжность банков под сомненьем

5 Август 2020 547
Этой весной мошенники сняли с банковских карт россиян более 1,5 миллиардов рублей.
Этой весной мошенники сняли с банковских карт россиян более 1,5 миллиардов рублей.

О том, как мошенники наживались на ситуации с пандемией коронавируса, мы писали неоднократно. Сейчас же появилась возможность оценить масштабы этих афер. По данным Центробанка, количество телефонных мошеннических звонков россиянам от мнимых банковских сотрудников выросло за март-май на 300% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом атакам подвергались не столько пенсионеры (как это было раньше), а граждане среднего возраста.

Первый замглавы департамента информационной безопасности Банка России Артём Сычёв охарактеризовал такой всплеск активности словом «безумный». При этом он признал, что мошенники успешно осуществляли банковские операции без согласия истинных владельцев средств.
«Таких операций за период пандемии было около 165 тысяч. Сумма этих операций составила около 1,5 миллиарда рублей», - сообщил Артём Сычёв.
При этом вернуть украденные деньги удалось далеко не всем обманутым гражданам. По статистике Центробанка, финансовые организации возвращают россиянам лишь каждый седьмой рубль, переведённый без их согласия, то есть 15% от общей суммы украденного. Низкий уровень компенсаций связан с тем, что многие клиенты сами выдают данные мошенникам, которые используют методы социальной инженерии. А если клиент сам скомпрометировал данные карты или дистанционного банковского обслуживания, банк по закону имеет право не возвращать ему деньги.
Что характерно, мошенники, работающие на ниве банковских афер, утратили былой интерес к пенсионерам.
«Средний возраст жертв - я могу сказать по мошенничеству через интернет и телефонные звонки - это от 30 до 45 лет. Прошло «золотое время» злоумышленников, когда они активно окучивали пенсионеров. Да, этот сегмент их тоже интересует, но он для них уже не такой маржинальный. А вот средний возраст, даже я бы сказал, начиная с 25 лет, - это та ниша, которая их крайне интересует», - сказал эксперт.
Сычёв пояснил, что россияне в этом возрасте имеют заработок и привыкли тратить свои средства, «не сильно заботясь о последствиях».
Стоит отметить, что в большой степени мошенникам помогают сами обманутые граждане. Утечки данных россиян из банков случались, этого никто не отрицает. Однако они не были масштабными, россияне сами оставляют в социальных сетях достаточное количество данных для работы злоумышленников.
«Мы с вами оставляем огромное количество данных в соцсетях, включая телефон, адреса электронной почты, дату рождения. Этого более чем достаточно, чтобы зло­умышленники могли активно работать», - пояснил Сычёв.
По его словам, мошенникам для начала разговора нужно знать лишь имя и номер телефона своей жертвы. Другие дополнительные данные используются в редких случаях.

Кстати

Средний чек хищения злоумышленника у физлица составляет 10 тысяч рублей.

В тему

Ассоциация банков России в начале июля предложила замораживать на 25 дней полученные потенциальными мошенниками переводы, а также передавать их персональные данные их жертвам, чтобы у тех было больше шансов вернуть украденные средства.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.