Манёвры на мутной воде

Англосаксы снова атакуют Поднебесную

21 Июль 2020 2547

СССР больше нет, вдоволь насладившись преимуществами однополярного мира и растратив всё, что можно, заклятые партнёры, похоже, нашли способ вернуться в более устойчивое состояние «противостояния двух систем», объявив врагом №1 КНР. Как было и с нами - не из-за коммунистов. А просто потому, что мировая мастерская не превратилась в финансовую колонию Запада, а стала серьёзным претендентом на мировое лидерство.

Намёки в лондонском тумане

Британская The Guardian в материале под заголовком «Российский депутат говорит, что Великобритания снова совершает «ту же антироссийскую ошибку» осторожно замечая, что уже никто не воспринимает западные обвинения всерьёз, цитирует российских политиков и журналистов. «Великобритания неожиданно нашла для себя нового врага номер один. Это произошло во вторник, когда министр культуры и телекоммуникаций, господин Оливер Доуден, вдруг объявил, что китайский гигант телекоммуникаций не будет больше иметь никакого участия в прокладываемых в Британии сетях типа 5G. Вот это объявление точно поместило британскую внешнюю политику в некий новый, совсем другой мир, - пишет британская The Independent. - На все недостатки в линии Китая британцы закрывали глаза, зато любые дефекты даже во внутреннем существовании России тотчас использовались как повод для того, чтобы исключить Россию из списка стран, с которыми Британия может хотя бы теоретически иметь «нормальные» отношения». Комментируя недавнюю волну обвинений британского МИДа против России, автор статьи признаёт РФ и КНР «трудными партнёрами», но призывает к разрядке: после Брексита Лондону не с руки ссориться с двумя гигантами сразу. А не ссориться с Китаем уже не вышло. Означает ли это грядущее потепление в отношении России? Разумеется, нет. Просто попытки Вашингтона втянуть нашу страну в антикитайский альянс всё ещё продолжаются. И немудрено, что Лондон в них участвует и шлёт такие вот «сигналы».
«Некоторые люди обеспокоены тем, что в условиях ухудшения китайско-американских отношений США привлекут Россию на свою сторону. В том смысле, что Россия станет для США пешкой в сдерживании Китая. Беспокоиться по этому поводу не следует, - пишет китайская Global Times. - На пути обеспечения своих национальных интересов Китай и Россия, безусловно, будут укреплять всестороннее стратегическое сотрудничество, укреплять свои отношения, чтобы стать краеугольным камнем и главной силой, обеспечивающей глобальную стратегическую стабильность».

Постиндустриальный маккартизм

Член Комитета по международным делам, директор Института Русских стратегий Елена Панина прокомментировала сообщение The New York Times о намерениях администрации Дональда Трампа ввести санкции против членов Коммунистической партии Китая, а также членов их семей. «Такого ещё не было за всю историю человечества. До сих пор санкции были персонифицированы, мотивировались совершением какого-либо деяния. Теперь же мы видим, как санкционные войны переходят на новый уровень, ведутся по принципу принадлежности к партии, которая нигде и никем не запрещена, не признана террористической организацией и вообще не имеет международно-правовых претензий в свой адрес, - отметила Панина. - Это означает, что начинается новый и очень опасный виток международной конфронтации. Остаётся надеяться, что у администрации Трампа хватит ума не делать подобного шага, либо на то, что информация о санкциях является очередным фейком The New York Times». КПК насчитывает более 90 миллионов членов, а поскольку санкции коснутся и их родственников, то получается, что США собираются дискриминировать свыше 300 миллионов человек. Идя таким путём, скоро Вашингтону проще будет составлять списки свободных от санкций «счастливцев».
14 июля президент США Дональд Трамп подписал закон о введении санкций в отношении китайских чиновников и компаний в ответ на «вмешательство» КНР в автономию Гонконга. А также указ о прекращении для Гонконга режима торговых преференций.
«Теперь к Гонконгу будут относиться так же, как и к материковому Китаю, - заявил Трамп. - Никаких особых привилегий, никакого особого экономического режима и никакого экспорта чувствительных технологий». МИД КНР пообещал, что «Китай твёрдо ответит, если США пойдут дальше». Но фактически именно Великобритания и США способствуют реинтеграции Гонконга в КНР. В прошлом году экспорт в США составил менее 0,1% стоимости всего гонконгского экспорта. Большинство инвестиций делается компаниями материкового Китая, больше половины зарегистрированных на Гонконгской бирже компаний также китайские. От идеи перекрыть гонконгским банкам доступ к доллару и разрушить привязку гонконгского доллара к американскому в окружении Трампа, поразмыслив, пока предпочли отказаться. Во-первых, материковый Китай располагает гигантскими валютными резервами, кратно превышающими всю денежную массу Гонконга, во-вторых финансовые санкции против Гонконга обернутся потерей доверия к доллару США. А это уже недопустимо высокая для Вашингтона цена вопроса.

Дружить против

В ход пошёл давно испытанный приём шантажа - американские авианосцы Nimitz и Ronald Reagan в сопровождении стратегического бомбардировщика B-52 Stratofortress гордо продемонстрировали себя в Южно-Китайском море в начале месяца. Заявлялось, что это американский ответ на китайские учения в регионе. «Мы даём ясно понять: претензии Пекина на офшорные ресурсы на большей части Южно-Китайского моря абсолютно незаконны, как и его попытки взять их под контроль путём угроз, - заявил Госсекретарь США Майк Помпео. - Мир не позволит Пекину относиться к Южно-Китайскому морю как к своей морской империи». Официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь в ответ обвинил США в попытках посеять вражду между Пекином и странами Юго-Восточной Азии. «Китай не стремится стать морской империей. Китай относится к соседним странам на основе равенства и проявляет предельную сдержанность», - заявил он.
17 июля американцы продолжили манёвры. Как сообщает военный портал «Navy Recognition», новейший британский авианосец «Королева Елизавета» отправится в Южно-Китайское море для проведения военных учений вместе с кораблями ВМС США и Силами морской самообороны Японии. По сообщениям СМИ, Китай перебросил на военную базу, расположенную на одном из спорных островов (о. Вуди Парасельского архипелага) крупную группу многоцелевых истребителей J-11B (модернизированный вариант Су-27СК).
Напомним, что предметом многолетнего раздора являются Парасельские острова и архипелаг Спратли, обладание которыми КНР оспаривается Вьетнамом, а также Малайзией, Филиппинами и Брунеем. По оценкам китайских экспертов, запасы углеводородов в зоне архипелага составляют 230 млрд баррелей нефти и 16-20 трлн кубометров газа. 12 июля 2016 года Международный трибунал, в Гааге, постановил, что КНР не обладает историческим правом на эти острова. Китай это решение не признал. А США не признают суверенитет Китая над этими островами и требуют от КНР соблюдения международной Конвенции по морскому праву 1982 года, хотя американский Сенат отказался от её ратификации ещё в 2012 году, посчитав «недопустимо ограничивающей права и интересы США». Это, разумеется, далеко не единственный случай, когда Вашингтон требует от других выполнять то, чего сам не признаёт, но выглядит, всё равно, забавно.
Налицо попытка повысить градус напряжённости в регионе. Недавние переговоры президента Филиппин Родриго Дутерте с премьер-министром Индии Нарендрой Моди о расширении стратегического партнёрства двух стран в Южно-Китайском море, жёсткие заявления министра обороны Филиппин относительно китайских учений, показывают, что шансы сколотить антикитайский союз всё-таки есть. Глава МИД Китая Ван И пожаловался на США в телефонном разговоре со своим российским коллегой Сергеем Лавровым: «Они не останавливаются ни перед чем, даже создают горячие точки и противостояния в международных отношениях, они уже утратили разум, нравственность и доверие».

Перспективы

Как отмечают эксперты РУССТРАТ, проблема имеет три составляющие. Первая вызвана выходом КНР в лидеры по передовым технологиям. Уже сегодня четверть передовых патентов в мире - китайские. Созданная на протяжении полувека система патентной защиты начинает играть против самих создателей: догнать Китай у США не получается, а копирование его решений потребует больших платежей. Вторая сторона проблемы - прогрессирующее отставание американцев в масштабе промышленного производства: 54% мирового объёма сосредоточены в Китае и только 21% - в США. При этом китайская доля продолжает увеличиваться, а американская - падать. Третья составляющая - логичное следствие двух предыдущих. По мере проигрыша в экономической конкуренции снижается и американское международное политическое влияние. «Три года торговой войны с Китаем подчеркнули углубляющееся бессилие Вашингтона в способности навязывания своей воли оппонентам невоенными средствами», - отмечают эксперты.
И неудивительно, что в отношении Китая в США нет явных разногласий между республиканцами и демократами, уже фактически воюющими между собой. Следовательно, чем бы ни кончились осенние президентские выборы, противостояние США и КНР будет только нарастать.

Николай ФИЛИППОВ.