Галина Илюхина: Цель литературных фестивалей - возродить интерес к поэзии

13 Июль 2020 538

Нынче литературные фестивали - одна из увлекательных форм общения поэтов, прозаиков, драматургов. Постоянную участницу Коктебельского фестиваля Галину Илюхину называют посланником литературного Питера в Крыму, связующим звеном между «Петербургскими мостами» и «Волошинским сентябрём».

- Галина Александровна, чем отличаются эти два форума - северный и южный?
- Пожалуй, только географией. И тот и другой объединяют известных и молодых авторов различных литературных направлений. И тот и другой возрождают, на мой взгляд, интерес к поэзии.
И по возрасту эти два фестиваля практически ровесники.
- Ваш фестиваль, как и «Волошинский сентябрь», конкурсный?
- Без этого как же? Мы придумали конкурс поэтических рукописей «Заблудившийся трамвай» имени Николая Гумилёва. Три первые премии поддерживаются финансово. Проводили конкурс для детей и юношества «Первый автограф» для ребят до 16 лет из разных городов России и зарубежья. Традиционным стал литературный турнир имени Даниила Хармса «Четвероногая ворона» - для пишущих в жанре иронического абсурда.
- Государственные структуры оказывают финансовую поддержку?
- Время от времени нам перепадали какие-то средства, но в последние годы это прекратилось. К счастью, у нас появился замечательный друг - Вячеслав Заренков. Созданный им фонд «Созидающий мир» помогает не только нашему фестивалю, но и другим творческим проектам, поддерживает книгоиздание, строит храмы, бескорыстно вкладывается в культуру в лучших традициях русского меценатства.
- Общение на фестивалях отражается в творчестве?
- Безусловно. Например, один из организаторов «Волошинского сентября» москвич Андрей Коровин, приехав первый раз на «Петербургские мосты», написал стихи, композитор из Харькова Жанна Комлева положила их на музыку, и родился наш фестивальный гимн «По зелёным каналам Питера». Мы постоянно общаемся с харьковчанками Ириной Евса и Ириной Легоньковой, мос-квичами Марией Ватутиной, Асей Аксёновой, Юлей Белохвостовой, Германом Власовым, Ниной Дунаевой, севастопольцем Тихоном Синицыным и другими прекрасными «волошинцами».
- Музею Максимилиана Волошина передан для музее-фикации второй дом некогда единой коктебельской усадьбы Поэта. А как обстоит дело с дачей Ахматовой в писательском посёлке Комарово, так называемой «будкой», как она окрестила этот домик? Когда я была там несколько лет назад, она не выглядела жилой постройкой.
- В писательском посёлке всё, увы, плачевно. Ахматовская «будка» обветшала. Как и все шесть скромных одноэтажных домиков рядом, в котором летом обитали Юрий Рытхэу, Виталий Бианки, Борис Стругацкий, Александр Гитович, Глеб Семёнов, Глеб Горбовский, Фёдор Абрамов, Вадим Шефнер, Александр Городницкий, Андрей Битов и Александр Кушнер - и это далеко не полный список тех, кто творил под сенью комаровских сосен с 1955 года. Заброшен колодец, из которого Иосиф Бродский носил воду «королеве Серебряного века».
- Кому же теперь принадлежат эти исторические постройки и расположенный неподалёку Дом творчества?
- Когда страна наша распалась, такая же участь постигла и писательские организации. В лихие 90-е всё писательское имущество предприимчивые самозванцы из некой организации «Литературный фонд России» шустренько разбазаривали. В 2014 году государство спохватилось, и стало изымать писательское имущество из чужого незаконного владения, в том числе и Дом творчества в Комарово. А дачники, которые исправно платили аренду в псевдолитфонд, с удивлением узнали, что все шесть домиков ничьи. Приватизировать то ли руки не дошли, то ли дух Анны Андреевны чудесным образом хранит это место. Сейчас писательские дачи переданы городу в собственность и есть устная договорённость городской писательской организации и Комитета имущественных отношений о передаче их в безвозмездное пользование литераторам. Окончательной победой будет подписание официального документа.
С нетерпением ждём этого.
- Когда-то Андрей Вознесенский сказал: «Нас много, нас может быть четверо…» Что-то с того времени изменилось в соотношении избранных и причисляющих себя к поэтической иерархии?
- А вот окончание этого стихотворения, посвящённого Белле Ахмадулиной: «Мы мчимся - а ты божество!
И всё-таки нас большинство». Мы понимаем, что поэзия нынче в загоне.
И имена поэтов, которые на слуху у обычной публики, не отражают истинного положения дел. Признанные внутри нашего поэтического сообщества люди остаются за рамками общей известности. И у обывателя большей час-тью создается ощущение, что поэзия исчезла, остановилась, после Евтушенко уже ничего нет. А это не так. Поэзия не только есть, но и шагнула далеко вперёд. Потому что возможности русского языка, традиционного стихосложения безграничны. Наш язык удивительно подвижен и разнообразен, его можно и нужно раскрывать через поэзию, не пытаться во имя моды двигаться по тупиковому европейскому пути - отказу от рифмы. У нас, к счастью, мало кто становится на него. Чтобы поэзия не томилась в замкнутом мире, нужно максимально широко представлять ярких авторов на телевидении, на радио. Тогда их творчество не будет, что называется, уходить в песок, а заслуженно станет народным достоянием.
Вхождение шесть лет назад в единое культурное пространство России дало возможность крымчанам почувствовать поддержку не только государства, но и общественных организаций, что немаловажно, особенно для творческих людей. Наши писатели не только встречаются с коллегами, но и публикуются в солидных столичных и региональных изданиях. А читающая публика открывает новые имена талантливых поэтов, прозаиков, публицистов. Процесс обоюдного культурного обогащения развивается и приносит свои плоды.

Досье

Галина Александровна Илюхина родилась и живёт в Ленинграде. Член Союза писателей Санкт-Петербурга,  Союза российских писателей. Редактор лито «Пиитер», заместитель главного редактора литературного журнала «Зинзивер», автор и куратор литературных проектов, одна из основателей и организаторов ежегодного международного литературного фестиваля «Петербургские мосты». Составитель поэтической антологии современных стихов о Петербурге «Аничков мост». Лауреат литературных премий «Молодой Петербург», киевского журнала «Дети РА», «Русский Гофман», призёр международной Волошинской премии.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.