Без руля и ветрил

О политических тенденциях прошедшей недели

28 Апрель 2020 2012

Говорят, что «история повторяется дважды: первый раз - трагедия, во второй - фарс». Нынешний кризис перепроизводства нефти многие сравнивают с подобным, также спровоцированным саудитами с подачи США в 80-е годы прошлого столетия и ставшим одной из причин краха СССР. Падение нефтяных цен - не главная причина распада Союза, да и история повторяется не дважды. Но то, что происходит сейчас, иначе как трагифарсом назвать сложно. Впрочем, лучше уж фарс, чем ядерный армагеддон, в шаге от которого человечество уже тоже оказывалось в прошлом. Дай нам Бог и сейчас не перешагнуть последнюю черту. Ну а «рыночек» уже достаточно «напорешал».

«Революция» в опасности

Не успели биржи оправиться от шока, вызванного отрицательной ценой нефти американской марки WTI, как надвинулась новая беда - к берегам неприступно-демократической крепости приблизился вражеский флот. Нет, не военный. И тем ещё страшнее.
Саудовская нефтяная «флотилия» создала угрозу для американской экономики, пишет Forbes.
The Wall Street Journal, сообщая, что поставки нефти из Саудовской Аравии в 7 раз превысят по объёму те, что обычно поступали из королевства через Мексиканский залив в прошлом году и, цитируя американских нефтедобытчиков, предрекает «нефтяной Пёрл-Харбор».
«Это означает, что мощности для хранения нефти в США, которые и так уже в режиме почти под завязку», окажутся или заполненными, или буквально на грани, что, в свою очередь, приведёт к тому, что продукцию сланцевых компаний будет попросту негде хранить. Следовательно, «по техническим причинам» добычу придётся сворачивать - независимо от необходимых расходов и финансовых последствий. Если условный урожай фермер, оставшийся без возможности сбыта или хранения, может оставить в поле гнить, то скважину нужно именно останавливать - нефть нельзя вылить на почву или в карьер, - объясняет аналитик Иван Данилов. - Сами танкеры были зафрахтованы, загружены и отправлены в США ещё до завершения переговоров в рамках сделки ОПЕК+ и фиксации планов по сокращению добычи. По большому счёту, танкерная флотилия напоминает очень медленную торпеду, которая запущена в уже и так тонущий корабль американской «сланцевой революции».
Есть и другая сторона проб­лемы: в условиях катастрофической нехватки ёмкостей, танкеры используются в качестве нефтехранилищ. Если Трамп и остановит «нефтяную армаду», то запрет разгрузки танкеров в США, по прикидкам Bloomberg, лишит глобальный рынок ещё 30-32 миллионов баррелей доступного объёма хранения нефти, которую в последнее время всё труднее становится называть «чёрным золотом». Впрочем, любое золото коварно - вспомним хотя бы грустную историю фригийского царя Мидаса.
Но алчность человеческая не знает границ и пределов. Информация о том, что на американской военной базе в Аш-Шаддади началась запись добровольцев для нового вооружённого формирования, уже гуляет в медиа-пространстве. Подготовка нового отряда «бармалеев» объясняется не только политическими интересами: США вполне очевидно проиграли сирийскую партию, но не собираются отказываться от ворованной нефти. Казалось бы, куда ж столько, если и без того хранить негде? Но если принять во внимание гипотезу, что контрабандная нефть из стран-жертв «арабской весны» как раз и стала одним из источников и составных частей так называемой «сланцевой революции», противоречие снимается. Кстати, американские медиа уже сообщили о начале расследования российского следа в нефтяном кризисе.
О том, что это мы им систему здравоохранения развалили, сообщалось уже. А теперь выясняется, что и биржевые спекуляции шли под контролем неких «российских правительственных чиновников».

За пределами ток-шоу

Пожалуй, впервые за последнее время борьба влиятельных элитных групп высшего эшелона стала не только предметом обсуждения конспирологов в соцсетях. Центробанк направил в Мин­экономразвития письмо, в котором раскритиковал действия министра Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Сергея Глазьева, а также попросил министерство сдерживать его информационную активность. Ранее в эксклюзивном интервью «РБК» Глазьев заявил, что падение курса рубля после обвала мировых цен на нефть, вызванного развалом сделки ОПЕК+, можно было предотвратить, если бы Банк России «исполнял свою конституционную обязанность по обеспечению устойчивости курса национальной валюты». Экономист не впервые критикует политику банка: в 2015-м он заявлял, что именно политика регулятора привела к тому, что инвесторы перестали вкладывать средства в реальный сектор экономики и переключились на валютные спекуляции, в 2016-м оценил потери от «безрассудной» банковской политики в 10 триллионов руб. Так что неформатный с точки зрения сторонников либеральной модели российский экономист просто не менял своей позиции и продолжает выступать в соответствии с ней. 14 апреля было опубликовано сообщение о том, что Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) рассматривает меры макроэкономической и денежно-кредитной политики для обеспечения экономической стабильности стран ЕАЭС. Вскоре ЦБ обратился к Мин­экономразвития с письмом, в котором, по данным СМИ, говорится, что представленная Глазьевым информация содержит ряд искажений, несёт репутационные риски для сов­местных мер правительства и Банка России, а также предлагается «рассмотреть целесообразность проработки оптимизации коммуникационной деятельности» Глазьева как члена коллегии ЕЭК от России.
«Ну представьте себе, что сейчас готовится очередное обрушение рубля (под падение нефтяных цен)! Всё уже готово, физическое золото куплено, его готовы уже вывезти в закрома конкретных чиновников (и вывозится уже), которым не грозят в Лондоне конфискации (поскольку «свои») и расследования по коррупционным делам, банки затарились валютой…
А тут Глазьев объясняет, в официальном документе, что так делать нельзя. И, заодно, почему. И даже, кому это выгодно, - объясняет внутреннюю логику происшедшего экономист Михаил Хазин. - Вот Набиуллина и написала письмо, в котором просит разобраться с опасным прецедентом в рамках чисто аппаратной этики».
Один из наиболее уважае­мых «системных либералов» - председатель Счётной палаты России Алексей Кудрин, поздравил отметившее в субботу 100 дней с начала работы правительство Михаила Мишустина. «Кризис этот нестандартный, нужно понимать, что и действия должны быть решительными, беспрецедентными. Хочу пожелать правительству, принимая сейчас тактические решения, не забывать о стратегии. Это дополнительная сложность: надо и на кризис реагировать, но и думать на два-три года вперёд. Нынешняя ситуация, например, явно заставляет задуматься о будущем здравоохранения и образования, которые последние годы были недофинансированы, - цитирует ТАСС экс-министра финансов. - Хочу пожелать правительству спокойнее относиться к критике. По себе, помня опыт 2008 года, знаю, что в такие моменты много появляется советчиков и критиков, часть этих советов и критики совершенно неадекватна, но из некоторых советов и критики можно почерпнуть что-то полезное. Не надо относиться к этому болезненно».
Тем временем «либеральные» медиа продолжают крутить прежнюю пластинку: Мишустин либо станет «преемником», либо уйдёт в отставку. Это явно старо и уже совсем неинтересно. Очевидно, что новый премьер для «системных либералов» явно «не свой».
И это уже само по себе хорошо. Настоящая же борьба за отход от отжившей и неэффективной в современных условиях либеральной модели ещё только начинается.
«Мы не воюем с США. Более того, все прошлые привычные геополитические противники России, прежде всего Вашингтон и Лондон, сегодня утратили значение как экзистенциальная угроза. Проблема создаётся исключительно из-за разрушения общего глобального экономического механизма, неотъемлемой частью которого мы являемся. В том числе потому, что доминирующая в нём Америка сама стремится к закукливанию в изолированном автаркичном финансово-экономическом кластере из-за нежелания, да и просто неспособности продолжать нести расходы, связанные с гегемонией.
Но как это сделать без немедленного всеобщего экономического обрушения - она не знает тоже. Потому пытается решать проблему старыми, но сегодня уже неэффективными методами. Что ещё больше усиливает кризис, последствия которого отражаются на всех прочих, - объясняет аналитик и публицист Александр Запольскис. - Не следует забывать, что до трети ВВП РФ формируется внешней торговлей, разрушение и сокращение которой крайне болезненно для нашего внутреннего уровня жизни. Противопоставить этому мы можем только формирование собственного автаркичного кластера. Впрочем, по тому же пути сегодня идут все ведущие центры. В первую очередь - Китай. Но как и за счёт чего этот кластер строить, на данный момент пока остаётся неясным».
Проблема в том, что не только руководство экономическим блоком правительства остаётся в руках «либералов», научная теория - тоже.

Николай ФИЛИППОВ.