Прошлись катком по частной собственности

21 Январь 2020 767
С большинством собственников земли заключены временные соглашения, позволяющие дорожникам работать на частной территории.
С большинством собственников земли заключены временные соглашения, позволяющие дорожникам работать на частной территории. Фото Александра КАДНИКОВА.

Темпы строительства трассы «Таврида» действительно впечатляют. Растянувшаяся на 250 километров четырёхполосная дорога готова на 85%, и можно не сомневаться, что дорожники завершат работу в срок. С вводом трассы в эксплуатацию могут возникнуть разве что юридические проблемы. Земля под ней до сих пор не выкуплена у населения, и это вызывает тревогу.

Первым обеспокоенность этим обстоятельством озвучил глава республики Сергей Аксёнов. В конце прошлого года во время осмотра участка трассы в Белогорском районе он раскритиковал работу чиновников, ответственных за изъятие земли под строительство.
- Более 2000 соглашений надо подписать. К сожалению, затянули выкуп у граждан паёв, которые расположены по трассе «Таврида», «Шельф» (ООО «Институт ШЕЛЬФ» - частное предприятие, занимающееся землеустроительными и кадастровыми работами для строительства. - Ред.) не отработал. До конца года этот вопрос должен быть решён по справедливой стоимости, - сказал тогда Сергей Аксёнов.
Выполнить поручение к Новому году не получилось. По данным Службы автодорог Крыма, пока изъято всего 537 земельных участков. Ещё 1679 участков, некоторые из них расположены и под другими строящимися дорогами, только предстоит изъять.
Такая нелицеприятная статистика возникла из-за того, что по старой русской традиции чиновники «долго запрягали». По словам начальника Службы автодорог Крыма Александра Нефёдова, за 2017 и 2018 годы было изъято всего около 20 участков.
- Не было налажено структурного, партнёрского соглашения между сторонами исполнения контракта. Сейчас нам удалось наладить нормальную работу, и за 2019 год мы на три четверти подтянули образовавшийся в 2018 году разрыв, - рассказывает начальник Службы автодорог.
При этом оценивать работу своих предшественников он не берётся. Процесс изъятия земли достаточно сложный и многоэтапный. Много времени заняла разработка документации по планированию территории, имущественно-правовая инвентаризация, поиск собственников, оценка участков и переговоры с их владельцами. Попутно нужно исправлять технические ошибки, допущенные специалистами при выправке бумаг. Бюрократическая машина громоздка и неповоротлива.
Кроме того, возникает необходимость делать поправку на то, что далеко не все граждане согласны продавать свои земли по рыночной стоимости и, поль­зуясь своим законным правом, идут в суд с требованием пересмотреть стоимость сделки. По подсчётам начальника Службы автодорог Крыма, в суды обращаются примерно 15% собственников.
- Мы стараемся делать всё, чтобы судебные разбирательства не затягивались. Мы зачастую идём на уступки и не апеллируем, если решением суда компенсационная выплата немного возрастает, - объясняет Александр Нефёдов. - С учётом этих проблемных участков, которые идут через суд, работа полностью будет завершена к концу лета - началу осени 2020 года. Но основные, не проблемные, участки мы завершим изымать к концу марта - началу апреля.
На других строящихся дорогах ситуация с изъятием земли аналогичная. Более того, по трассе «Таврида» проблем с землёй даже меньше, поскольку подрядчик активно решает этот вопрос. Хуже обстоят дела на дороге Симферополь-Евпатория-Мирный. Там многие собственники земли не согласны с результатами оценки их имущества. За свои земли они хотят получить в разы больше. Размер притязаний иногда доходит до сотен миллионов рублей.
В таких случаях навстречу людям в Службе автодорог пойти не могут. Если выкупать землю по такой стоимости, то денег на строительство самой дороги просто не останется.

А земля-то чья?

Если собственник земельного участка до сих пор не переоформил его, то информация о нём на кадастровой карте отсутствует. По умолчанию такой участок считается республиканской собственностью и не выкупается. Просто меняется категория использования земли. Если же собственник заявит о своих правах, то в таком случае процедура оформления и изъятия участка будет проведена за счёт республиканских средств.

Если остались вопросы

Собственники земельных участков, изымаемых под строительство дорог, могут обратиться за консультацией в общественную приёмную, открытую на базе генерального подрядчика ООО «Институт «Шельф».
Адрес Общественной приёмной: г. Симферополь, ул. Севастопольская, 45. ООО «Институт «ШЕЛЬФ», каб. №100, 1 этаж. Время работы: с понедельника по пятницу с 10.00 до 17.00, перерыв с 12.00 до 13.00. Контактные телефоны: +7(3652)54-94-26,
+ 7(3652)54-94-01.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.