Отрекаясь от старого мира

Геополитические тенденции минувшей недели

17 Декабрь 2019 2608

Признав неудачу англосаксонского глобалистского проекта, лидеры США и Великобритании первыми двинулись к выходу из него. Но сопротивление попыткам возвращения суверенитета и имперской мощи чрезвычайно сильно в обоих полушариях. В отличие от Джонсона, прошедшего испытание выборами, Дональду Трампу схватка за Белый дом только предстоит. Намерение глобалистов (глубинного государства, условных «демократов») не допустить второго президентского срока Трампа достаточно серь­ёзно. Его противники договорились до того, что ставить судьбу «демократии» в зависимость от результата выборов недопустимо. А старый британский корабль рискует развалиться, отчаливая от общеевропейского берега. Ирландские завоевания империи почти потеряны, на очереди Шотландия, требующая повторного референдума… Для фатального «эффекта домино» вполне достаточно.

Что выбрали без нашего вмешательства

Внеочередные выборы в парламент Великобритании косвенным образом подтвердили желание обитателей Туманного Альбиона перестать быть частью объединённой Европы и отправиться в самостоятельное плавание. Ирония в том, что за радикальные перемены последовательно выступают британские консерваторы (наследники классических тори). Что и принесло им победу на выборах. А место на капитанском мостике остаётся за простым парнем королевских кровей - тёзкой президента Ельцина.
Консерваторы получили 43,6% голосов - 365 мест из 650 в Палате общин. Ещё 2% избирательских голосов получила Партия Brexit, основанная в феврале экс-лидером британской Партии независимости (UKIP) Найджелом Фараджем.
«Результаты превзошли худшие опасения лейбористов и мрачнейшие прогнозы статистиков. Доля лейбористов рухнула не только среди поборников Брексита (на 10,9%), но даже среди сторонников Евросоюза (на 6,3%). Консерваторы, напротив, не только выиграли места там, где доселе не побеждали ни разу, но и взяли верх в столичных округах вроде Кенсингтона, на которые не рассчитывали, - пишет британская The Times. - После завершения Брексита премьер-министру предстоит удержать новых избирателей, а это огромный труд. Проблема в том, что их интересы разительно отличаются от традиционного электората тори. Это будет иметь решающее значение в решении таких вопросов, как снижение налогов и рост инвестиций в областях, которые тори предпочитают игнорировать. Наконец, результаты выборов могут иметь глубокие и неожиданные последствия для самого Брексита. Джонсон сможет вести переговоры о будущих отношениях с ЕС свободно, без огромного давления со стороны парламентариев, с которым столкнулась его предшественница… Радикальные брекситёры рассчитывают, что премьер добьётся решительного разрыва и минимального соглашения о свободной торговле - как и обещал - но в действительности на него больше ничего не давит. К тому же эта стратегия окажется разрушительной с экономической точки зрения - по крайней мере, в краткосрочной перспективе - и больнее всего ударит как раз по новым избирателям тори. Может статься, что Джонсон захочет Брексита помягче, чтобы сохранить тесные связи с Европой в кратко- и среднесрочной перспективе. Как бы то ни было, ясно одно. После почти десятилетия без крепкого большинства Вестминстер вступает в новую эру. Пусть разногласий вокруг Брексита выборы не уладят, избиратели всё же поставили страну на новый, ясный путь и выдали политический мандат на решение вопросов». Лондон остаётся одним из мировых финансовых центров. А сохранится ли само Соединённое королевство при решении вопросов, это уж как пойдёт.

Увидеть Париж…а что потом?

О скромных результатах парижской встречи в нормандском формате мы рассказывали. Предсказуемо украинская сторона сразу по возвращении приступила к вольному редактированию результатов переговоров. И оголтелому вранью, ставшему частью национальной политической культуры (если это слово тут вообще применимо).
«Наша команда пытается сделать всё, что в рамках «Минска», а когда мы поймём, что в рамках «Минска» больше ни о чём новом говорить нельзя, и Россия упирается по каждому пункту, тогда мы будем обращаться к следующему шагу… Это будет решение не моё, а президента, но я, наверное, порекомендую миротворческую миссию», - заявил в эфире у Савика Шустера министр иностранных дел «незалежной» Вадим Пристайко. Он признал, что Киев в ООН с просьбой о вводе миротворческого контингента не обращался, напротив, подобное предложение поступало от России, но Украину российский вариант ввода миротворческих сил вдоль линии соприкосновения категорически не устраивает.
И понятно, почему. Во-первых, потому что предложение Москвы, а во-вторых, Киеву нужен не мир на Донбассе, а зачистка по «хорватскому сценарию», о котором много раз представители хунты с вожделением рассказывали прессе. Хотя президент России и канцлер Германии достигли согласия по этому вопросу ещё при Порошенко, на том дело и кончилось, а в Париже тема ввода миротворцев на Донбасс не поднималась вовсе.
12 декабря Верховная Рада 320 голосами продлила срок действия закона «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей».
«Продление этого закона было конкретным «домашним заданием», которое дала Зеленскому «нормандская четвёрка». «Задание» выполнено, закон был не только продлён, но даже и без особых инцидентов. Более того, оперативно были внесены изменения в закон о предварительном заключении, которые обеспечивают доступ к ним представителей Красного Креста - это тоже элемент Парижских соглашений, - отмечает киевский политтехнолог Василий Стоякин. - Кстати, ночью на 13 декабря Зеленский заявил, что готовит пакет законопроектов по завершению децентрализации. Судя по его оговоркам, он планирует не предоставлять ОРДЛО особый статус, а расширить права всех других территорий, однако объём полномочий, которые имеет местное самоуправление по Минским соглашениям, через Верховную Раду протолкнуть невозможно».
Если намерения Киева понятны и, несмотря на «новые лица», практически неизменны со времён Порошенко (имитация выполнения договорённостей, чтобы успокоить западных покровителей, «а вешать будем потом»), то ответ на вопрос, зачем реанимирование «нормандского формата» понадобилось Берлину и Парижу, несколько сложнее. Это уже работа для профильных специалистов. «Макрон пытался показать положительный результат выхода проблемы из тупика, в котором ситуация с гражданской войной на Украине находилась с даты заключения «Минска-2» в феврале 2015 года. Тем самым Париж стремится утвердить своё политическое лидерство в Европе и вернуть репутацию важного и значимого геополитического центра, способного серьёзно влиять на международные вопросы. Тогда как Меркель действительно ищет возможность реально разрешить проблему Украины, чтобы с чистой совестью снять её с актуальной повестки дня, - считает аналитик Александр Запольскис. - В отличие от французского и немецкого лидеров, президент России Владимир Путин в Париже продолжил развивать прежнюю стратегическую линию с неумолимостью движения материковых плит. И это у него получилось». Это отнюдь не реверанс в сторону Кремля, а просто констатация факта. Подтвердим это другой цитатой. Из Варшавы.
«Если взглянуть на ситуацию цинично, можно сказать, что встречей во французской столице должны быть довольны все. Президент Макрон добился, чего хотел: он продемонстрировал, что Париж перехватил инициативу и ликвидировал очередные препятствия на пути сближения с Кремлём. Довольной должна была остаться даже Меркель, поскольку на саммите получили подтверждения договорённости 2015 года, а значит, она может сказать, что не уступила давлению России. Путин же хотел услышать от Франции и Германии подтверждение того, что они продолжают шефствовать над политическим процессом в Донбассе, который опирается на прежние расплывчатые и в целом выгодные для Кремля принципы, - пишет польская газета Rzeczpospolita. - В ситуации, когда не существует механизмов согласования общей европейской стратегии в вопросе кризиса на Украине, а США умывают руки, Париж и Берлин самостоятельно договариваются с Россией через нашу голову». Оставив на совести главных атлантистов Восточной Европы их легендарный гонор, заметим, что и они признают сложившуюся политическую реальность. В отличие от украинцев, созданных, главным образом, стараниями тех же поляков. Правда в том, что начатый в 1991 году проект Ukraina более нежизнеспособен. И дискуссия давно идёт лишь о способах его закрытия - главным образом с точки зрения, кто и как будет утилизировать активы.
«Поскольку ситуация уходит в долгую, я думаю, в Российской Федерации должны это понять, что очень низкая вероятность, что за очень короткий срок вот эта вся наладится ситуация, и поэтому за Донбасс надо браться. А как браться: это не финансово помогать, а запустить предприятия. Донбасс населён трудолюбивыми, честными, порядочными людьми, которые способны работать, когда-то это был становой хребет Советского Союза, - сказал, отвечая на вопрос корреспондента «Крымской правды» депутат ВРУ IV-VII созывов Олег Царёв. - Надеяться на Зеленского, что всё сейчас узаконится, надежда такая, она, конечно, существует, но вероятность такого сценария, к сожалению, всё меньше и меньше».
Отметим, что европейцам для эффективного участия в грядущей распродаже земельных и прочих ресурсов «незалежной» требуется какая-никакая стабильность. И совершенно неважно, кто именно сможет её обеспечить.

Николай ФИЛИППОВ.