Газ, бензин и старые сети

22 Октябрь 2019 658
Если «Татнефть» развернёт в Крыму сеть своих АЗС, стоимость бензина и дизельного топ­лива снизится.
Если «Татнефть» развернёт в Крыму сеть своих АЗС, стоимость бензина и дизельного топ­лива снизится. Фото Александра КАДНИКОВА.

В преддверии холодной поры тема топливно-энергетической безопасности неизбежно выходит на первый план. Прилёт из Москвы заместителя министра энергетики России Андрея Черезова и председателя Комитета Госдумы по энергетике Павла Завального это лишь подтверждает. Собравшись в Симферополе за «круглым столом», они обсудили с крымским руководством многие злободневные вопросы. Например, достаточно ли газа закачано в подземные хранилища? Надёжна ли энергетическая система полуострова? Стоит ли оставлять в Крыму мобильные газотурбинные электростанции? И как снизить стоимость моторного топлива?

Проблема в сетях

По большому счёту проблема энергетической безопасности полуострова решена.
Собственная генерация региона выросла настолько, что Крым не только обеспечивает себя электроэнергией, но и поставляет 70 МВт на материк. Реальные опасения вызывает физическое состояние самой сети.
«Резервы мощности напряжением 110 кВ и ниже, заложенные в середине XX века, практически исчерпаны. Это касается не только Симферополя, но и Керчи, Феодосии, Судака и Евпатории, что задерживает развитие Крыма», - сообщил Павел Завальный. По его словам, эти проблемы должны быть решены в ближайшие пять лет.
Замминистра энергетики России при этом подчеркнул, что, несмотря на запуск новых ТЭС, мобильные газотурбинные электростанции, развёрнутые в Крыму в 2014 году, вывозить пока не будут.
«В 2020 году все машины (МГТЭС) остаются в режиме вынужденной генерации для поддержания надёжности Рес­публики Крым. Любая станция, которая строится, имеет режим наработки и режим отказов. Чтобы избежать каких-то резких толчков, связанных с какими-то поломками, выходом из строя оборудования, у нас 405 МВт (мощность генерации 18, размещённых в Крыму МГТЭС) в этом и 2020 году останется на территории Крыма», - сообщил Черезов.
Территорию Крыма МГТЭС покинут к 2022 году. Скорее всего, из них будет сформирован федеральный резерв мощности, который будет направляться в энергодефицитные регионы страны.

Газа в избытке

Дефицита газа в предстоящем отопительном сезоне на полуострове также не предвидится. По словам замминистра, специалистам удалось остановить сокращение газодобычи. А запасы голубого топлива таковы, что их хватит с лихвой. Впервые за всю историю «Черноморнефтегаз» закачал в «Глебовское» подземное хранилище газа (ПХГ) 1,4 млрд. кубометров газа. Решение о возможности закачки большего количества газа было принято после обследования ПХГ и восстановления всех компрессорных станций.
Глава республики Сергей Аксёнов со своей стороны также подтвердил, что проблем с газом в отопительный сезон не будет.
«Осенне-зимний отопительный период пройдёт нормально, никаких проблем нет.
В «Глебовском» месторождении достаточный объём газа, никаких рисков сегодня нет. Плюс нас страхует труба с материка. Газ в нужном объёме будет у всех потребителей, никаких рисков нет», - подчеркнул он.

Бензин и ныне там

Куда сложнее обстоят дела с топливом моторным. Главная претензия к нему - дороговизна. При этом, по мнению Павла Завального, решить эту проблему снижением логистических издержек не получится. Цену уменьшит только появление реальной конкуренции.
«Практика показывает, что даже если себестоимость доставки топлива снизится, то цены на само топливо могут остаться прежними. Нужен режим жёсткой конкуренции. Было предложение выйти на прямые договоры с «Татнефтью». Это мера, которая реально приведёт к снижению цен до уровня материка и ниже», - заявил парламентарий.
Также он отметил, что возможны «меры административного характера» для снижения цен на перевозку топлива.
В качестве примера депутат Госдумы привёл тарифы ФГУП «Крымская железная дорога», которые в два раза выше, чем на материке. Они также должны быть снижены, когда речь идёт о перевозке такого социально значимого товара, как автомобильное топливо.
В качестве альтернативной меры депутат предложил включить республику в число регионов, где действует федеральная программа по замещению жидкого топлива на газомоторное.
«Эта программа успешно реализуется в различных регионах России, и за последние пять лет объём используемого газомоторного топлива увеличился в два раза - до одного млрд. кубометров. На нём работают и КамАЗы, и автобусы, и коммунальная техника. Цена на газ в два раза ниже, чем на «солярку» и бензин, а выбросов меньше. Крым должен оставаться зелёным», - заявил Завальный.
Он подчеркнул, что федеральная программа подразумевает субсидии на строительство соответствующих заправочных комплексов и переоборудование автомобилей для работы на газе.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.