Приглашение к беспределу

Когда джентльмены не могут выиграть по правилам

19 Июнь 2019 2390
Рисунок Эдуарда КУЛИША.
Рисунок Эдуарда КУЛИША.

Прозвучавшая в прошлом веке крылатая фраза «нефть - кровь войны» актуальна и в нынешнем столетии. Одни обращают углеводороды в нефтедоллары, другие оплачивают собственной кровью. Постояльцы в Белом доме меняются, а принципы остаются.

И ничего личного. Почти

Почти ровно через месяц после того, как в порту Фуджейра были осуществлены диверсии против 4 торговых судов, а затем в акватории ОАЭ подверглись странному и «мутному» нападению два саудовских танкера, история повторилась. На этот раз - в иранских территориальных водах. В Оманском заливе рано утром, 13 июня, подверглись такой же мутной и малопонятной атаке норвежский танкер Fromt Altair, под флагом Маршалловых островов доставлявший 75 тысяч тонн лигроина из порта Ар-Рувайс (ОАЭ) в Гаосюн (Тайвань) и японский танкер Kokuka Courageous, который шёл с грузом метанола из порта Эль-Джубайль (Саудовская Аравия) в Сингапур. Как и в прошлый раз, виновный был назначен заранее. «Правительство Соединённых Штатов считает, что Исламская Республика Иран ответственна за сегодняшние нападения на два танкера в Оманском заливе», - заявил в тот же день госсекретарь США Майк Помпео.
Японское агентство Киодо, однако, сообщило, что правительство Страны восходящего солнца «не разделяет мнение США о причастности Ирана к нападению на танкеры у Ормузского пролива». Аналогичное заявление сделал МИД ФРГ. В Берлине американским обвинениям тоже не поверили. И понятно, почему. Перспектива войны с Ираном, а соответственно, перекрытие Ормузского пролива - одной из главных транспортных артерий, по которым Европа получает энергоносители, - обитателей Старого Света, мягко говоря, не радует. Но кто их спрашивает-то.
«США на среднесрочную перспективу получили серьёзные инструменты управления крупнейшими энергетическими проектами ЕС. В условиях напряжённости вокруг Ирана Европа практически лишена возможности экономически эффективно осуществлять проекты южных газотранспортных маршрутов, завязанных на иранские углеводороды. США получают широкие возможности внеконкурентного продвижения на европейский рынок сланцевой нефти и газа, - считает профессор ВШЭ Дмитрий Евстафьев. - США хорошо использовали колебания иранской элиты по вопросу о сотрудничестве с Россией для тактической изоляции Тегерана».
Эксперт отмечает ограниченность возможностей США, провоцирующих Иран на жёсткие ответные действия, поскольку если при нынешнем уровне санкционного давления Тегеран продержится 6-8 месяцев, эффект от санкций будет утрачен. «Если иранское руководство проявит достаточную гибкость и устойчивость, США окажутся в состоянии позиционного тупика, что заставит их перейти к военно-силовой части политики, а это до известной степени нивелирует их достижения экономического плана», - считает профессор. Возможности России влиять на конфликт ограничены, главная задача  - не допустить переноса напряжённости в прикаспийский регион и получить контроль над частью инвестиционного капитала, который неизбежно уйдёт из экономик стран Персидского залива в случае военной конфронтации.

Оптимизм  по-американски

«Всё-таки американская правящая элита стала действительно забавными ребятами. Всего в мире официально признано 193 государства. Из них планку размера собственного ВВП в 100 млрд. долларов по итогам 2018 года преодолели 58. Из этих в состоянии торговой войны США находятся с 32. Если брать первые 15 экономик планеты, то относительно нормальные отношения Вашингтон поддерживает лишь с Японией, Бразилией и Южной Кореей. Со всеми прочими у него принципиальные трения в вопросах «справедливых условий торговли», - отмечает аналитик Александр Запольскис.
Торговые войны против всех пока особого успеха не принесли: внешнеторговый дефицит США вырос с 552 млрд. в 2017 году до 621 млрд. долларов по итогам прошлого года.
Экономический аналитик Александр Роджерс отмечает, что в мае зафиксирован рекордный разрыв между доходами и расходами федерального бюджета США - бюджетный дефицит составил 207,7 млрд. долларов.  Инвестиции китайских компаний в американскую экономику упали по сравнению с 2016-м годом в десять раз (с 46,2 до 5,4 млрд. долларов).
А вот санкции против Huawei пришлось отложить на 2 года: как оказалось, мировому гегемону просто нечем заменить у себя оборудование китайской компании.
16 июня вступили в действие повышенные на 120% пошлины на 28 американских товаров, поставляемых в Индию на общую сумму в 241 млн. долларов, - в ответ на исключение Индии из числа стран, получающих торговые льготы в рамках Генеральной системы преференций США, бенефициаром которой она являлась на протяжении последних 45 лет.
Деньги для США небольшие, но получив «минус» в 241 миллион вместо «плюса» в 190, Вашингтон ведь не успокоится. Непослушание должно быть наказано. Так что и индийский фронт можно считать открытым.
«Изящество» американской дипломатии не перестаёт поражать даже профессиональных сатириков. В распоряжении The Washington Post неведомым образом оказалась запись беседы госсекретаря США Майка Помпео с «группой еврейских лидеров» в Нью-Йорке, в ходе которой он заверил своих визави в намерении помешать лидеру Лейбористской партии Джереми Корбину (которого нередко обвиняли в антисемитизме) стать премьер-министром Великобритании - даже если ради этого придётся «работать за кулисами».
Британские джентльмены почувствовали себя оскорблёнными. Соперником Корбина от консерваторов предсказуемо выступает Борис Джонсон, которого The New Yorker называет  «угрозой, ужасной своим комизмом».
«Его вера в свои силы может сравниться только с его способностью к самосаботажу. До этого момента жизнь и карьера Джонсона были своего рода памятником ложному оптимизму и склонности выдавать желаемое за действительное. Памятником нелепым планам и надеждам, которые поразительным образом сбываются. Брексит - это почти то же самое», - отмечает издание.
Американские медиа вольно или невольно подтвердили тезис президента России о том, что США развязали мировую технологическую войну. 15 июня одна и самых антитрамповских газет Америки The New York Times выступила с материалом под говорящим заглавием: «США усиливают онлайн-атаки на электросети России». Самое же пикантное признание состоит в том, что ответственные за происходящее чиновники (в том числе Пентагона) якобы утаили всё это от президента США.
«Это виртуальный акт измены некогда великой газеты, отчаянно нуждающейся в истории, любой истории, даже если она плоха для нашей страны», - отозвался на публикацию Дональд Трамп в своём Twitter. Однако, если «измена», а не «фейк», значит, речь всё же идёт о разглашении гостайны? То есть атаки - не выдумка?
«Несложно заметить, что если бы аналогичная информация о взломе американской электрораспределительной системы и вероятной возможности «отключения света» в США появилась в российской или китайской прессе, то в Вашингтоне разразился бы скандал просто эпичных масштабов. Что легко доказывает наличие в сознании американской политической элиты (да и общества в целом) очень чёткого двойного стандарта, который делит весь мир на две категории людей: на тех, которым можно делать всё (то есть американцев), и недочеловеков (всех остальных с возможным исключением из списка западных европейцев, если они ведут себя хорошо), которым запрещено даже элементарное право на самозащиту, - отмечает аналитик Иван Данилов. - Но самое интересное заключается в том, что демонстрация силы (которой и пытается быть статья The New York Times) - это, по сути, демонстрация слабости и наличия в США двоевластия, достойного какой-нибудь недоразвитой африканской страны».
Понятно, кому и зачем нужно продемонстрировать перед планируемой встречей двух президентов, что Трамп ничего не решает. Не очень понятно, зачем сам Трамп в этом участвует. Похоже, что с Борисом Джонсоном у него гораздо больше общего, чем кажется.
Что касается «глубинного государства», которое управляет Америкой независимо от президентов, то и оно не так уж всемогуще. «Если Тегеран не захочет подчиниться, США стоит пригрозить потопить любое иранское военное судно, покинувшее порт. Если и после этого Иран не подчинится, мы с полным правом сможем топить его корабли как в портах, так и в открытом море, - призывает The New York Times в материале от 17 июня. - Никто не хочет войны с Ираном. Но, если мы не хотим войны, это не значит, что мы не должны реагировать на его бесчинства. Прежде мы уже топили корабли ВМС Ирана. Тегеран должен знать, что мы готовы и способны сделать это снова». Ещё одна утечка о намерении США нанести удар с воздуха по ядерным объектам Ирана сделана буквально на днях по линии ООН. Всё это скорее напоминает известное по подростковым дракам «держите меня семеро!»... Сильные ведут себя иначе.

Николай ФИЛИППОВ.