Первые салюты

10 Апрель 2019 776
Красноармеец сбрасывает свастику с ворот металлургического завода имени Войкова. Керчь вновь советская.
Красноармеец сбрасывает свастику с ворот металлургического завода имени Войкова. Керчь вновь советская.

Начавшаяся 8 апреля 1944 года Крымская наступательная операция Красной Армии по освобождению полуострова от фашистов продолжалась. В честь героев Крыма 11 апреля небо над Москвой разрывали первые 40 залпов салюта. В 21 час - 20 залпов из 224 орудий за прорыв на Перекопе и Сиваше, освобождение Армянска и Джанкоя, в 22 часа - столько же за освобождение Керчи. Всего по приказу Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина Родина салютовала освободителям Крыма семь раз.

С 8 апреля, дня освобождения Армянска, наши войска шаг за шагом продвигались вглубь полуострова, с боями освобождая небольшие деревни и сёла. Следующими крупными населёнными пунктами, над которыми взвились красные стяги, стали Джанкой, Красноперекопск и Керчь - 11 апреля.
- Это самый счастливый день, - вспоминает Евдокия Тарашева. -  Отец погиб в первые дни обороны Крыма, маму расстреляли в 1943-м за то, что она, врач, помогла раненому подростку. Меня взяла мамина сестра, у которой своих трое, мал мала. Жили в землянке, так как дом заняли фашисты, а в сарае устроили публичный дом. Тётя вынуждена была стирать за бандитами, чтобы получать на нас четверть ведра баланды. Помню, она горевала, что не готовит фашистам, а то бы потравила. Но на кухне хозяйничала тётка, что с радостью приняла «новый порядок». Ещё помню, как похабно посматривал на меня один немец. К счастью, обошлось.
В оккупации было жутко. Когда вдруг апрельским утром начали много-много стрелять, а немцы в панике метались по двору, мы загадывали, чтобы это было наше наступление. Помню, вжались с братиками и сестрёнкой в землянку, тётя, прикрыв лаз корытом, побежала вглубь двора, отводила от нас разъярённых фашистов. Потом совсем рядом раздались выстрелы, немецкий мат, тётин вскрик и такой родной русский голос: «Потерпи, сестрёнка, сейчас перевяжу». Это были наши! Заглянув в щёлку, увидела, как пожилой солдат быстро бинтует тётино плечо - фашист ранил. Он валялся рядом застреленный, тот самый, что страшно поглядывал на меня. Мимо бежали наши родненькие солдаты, гнавшие это отродье.
А потом мы ели тёмный хлебушек с кусочками сахара, и вкуснее этого солдатского угощения для меня ничего нет. В тот день мы просто радовались. Братишка подобрал во дворе палочку и устроил «салют», радостно подняв её вверх и выкрикивая: «Паф! Мы победили!». Это было счастье - к нам пришли свобода, мир!
А над домиком в Керчи 81-летний Кузьма Паньков уже крепил красный стяг. Всю оккупацию он проносил его на груди, веря, что доживёт до освобождения. В истории Керчи, кстати, это второе освобождение от фашистов. Город дважды оккупировали: 16 ноября 1941 года и 15 мая 1942-го. В первую оккупацию был Багеровский ров с тысячами казнённых мирных граждан, и мужество партизан Старого Карантина. Освобождение тогда пришло 30 декабря 1941-го с бойцами Керченско-Феодосийского десанта. Его успех так обнадёжил, что все верили в полное освобождение Крыма уже весной 1942 года. Затем трагедия Крымского фронта, новая оккупация, героизм бойцов Аджимушкайских, кровавый Эльтиген. Почти два года оккупации - до того, как войска Отдельной Приморской армии и силы Черноморского флота с боем не ворвались в Керчь. Через 29 лет она станет городом-героем. А тогда, 75 лет назад, многие подразделения получили почётное наименование «Керченские».

Наталья ПУПКОВА.
Фото с сайта waralbum.ru