Морская болезнь

Что происходит с крымскими портами и судостроительной отраслью

20 Март 2019 1452
Из-за западных санкций крымские порты переживают не самые лучшие времена.
Из-за западных санкций крымские порты переживают не самые лучшие времена.

Последние пять лет в экономику Крыма вливается колоссальный объём денежных средств. С экранов телевизоров постоянно твердят о развитии сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности, дорожном строительстве и создании курортной инфраструктуры. О чём мало говорят, так это о развитии инфраструктуры портовой. Создаётся ощущение, что все забыли о том, что Крым - морской регион, соединённый с материком узким восьмикилометровым перешейком.

Портовое затишье

Портовая инфраструктура республики находится под непосредственным управлением государственного унитарного предприятия «Крымские морские порты». В его состав входит семь филиалов - торговые порты Ялты, Феодосии, Евпатории, Керчи, Керченский рыбный порт, Керченская паромная переправа и Госгидрография.
Активы этого предприятия впечатляют: технологические, складские, административные помещения, тяжёлые краны, погрузчики, собственный флот и много другого. Есть одно «но». Всё это старое. Многие суда находятся в аварийном состоянии, и на их содержание требуются внушительные суммы. Взять их негде. Иностранные суда, опасаясь западных санкций, боятся пользоваться услугами наших портов. Это негативным образом сказывается на экономических показателях «Крымских морских портов». Дошло до того, что работникам стали задерживать заработную плату.
Ситуацию несколько сгладил глава республики Сергей Аксёнов. На прошлой неделе он встретился с работниками предприятия и заверил, что в течение месяца из республиканского бюджета будет выделено 240 миллионов рублей на выплату заработных плат.
Кроме этого, крымский премьер поручил провести инвентаризацию судов и продать аварийные и не подлежащие ремонту плавсредства. За счёт этого, по мнению главы крымского правительства, удастся сэкономить средства, расходуемые ранее на их содержание.
«Все суда, которые можно отремонтировать, необходимо привести в порядок и работать на них, получать доход. Также обсудили вопрос необходимости углубить дно вблизи причальных стенок, поскольку произошло заиливание территорий, и некоторые суда не могут подходить к причалам. Кроме того, гидрографию поддержим - здесь нужен отдельный план действий», - заключил Сергей Аксёнов.
Ранее он поручил реорганизовать ГУП РК «Крымские морские порты». Этот процесс возложили на нового гендиректора предприятия Сергея Квасова, который должен подготовить порты к реализации концепции «Развитие портовой инфраструктуры Крымского полуострова до 2030 года».

Судостроительный прорыв

Тем временем в крымской судостроительной отрасли реорганизация идёт полным ходом. Верфи «перевооружаются» и готовы строить для полуострова новый рыболовецкий флот. Основу судостроительной и судоремонтной отрасли республики на данный момент составляют шесть профильных предприятий, на которых заняты более пяти тысяч человек. В частности, речь идёт о керченском судостроительном заводе «Залив», феодосийском судостроительном заводе «Море», Феодосийском судомеханическом заводе, конструкторско-технологическом бюро «Судокомпозит», керченской морской верфи «Фрегат» и симферопольском заводе «Фиолент». Их деятельность осуществляется по трём основным направлениям - судостроение, судоремонт и изготовление металлоконструкций.
«В новый российский период начата их модернизация и перевооружение за счёт оборотных средств кураторов-предприятий и средств, закреп­лённых вертикально-интегрированных структур, а также средств бюджета республики Крым и федерального бюджета», - цитирует слова министра промышленной политики рес­публики Андрея Васюты  РИА Новости.
Так, по словам министра, заводом «Залив» на перевооружение потрачено более 2,5 миллиарда рублей, заводом «Море» - более полмиллиарда рублей, заводом «Фиолент» - около миллиарда рублей.
Васюта рассказал, что общий объём выполняемых контрактов на судостроительных предприятиях составляет более 20 миллиардов рублей. Из них в рамках исполнения гособоронзаказа - около 17 миллиардов. Однако, по словам министра, средний процент загрузки находится на уровне 50%.
«Основную долю загрузки составляют гособоронзаказы, выполняемые в интересах Министерства обороны Российской Федерации и других силовых структур. Окончание работ по ним планируется до конца 2021 года. Учитывая отсутствие современного рыболовецкого флота в Республике Крым в достаточном количестве, а также значительный его износ, судостроительные предприятия готовы строить рыболовецкие суда», - сказал министр.
По его словам, завод «Море» ведёт переговоры и подготовку документации по строительству серии универсальных средних траулеров-сейнеров (10 единиц) на своих мощностях. Заводом «Залив» также проработан воп­рос по строительству серии рыбопромысловых траулеров проекта ST 192 RFC.
Перспективы крымского судостроения, по словам Андрея Васюты, напрямую связаны с востребованностью в пассажирских судах для прибрежных перевозок на линиях между портами Крыма и Краснодарского края.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.