Три капкана супермаркета

31 Январь 2019 800
И в больших магазинах надо не терять бдительность.
И в больших магазинах надо не терять бдительность.

Большие и красивые павильоны со свободным доступом к товару, электронными весами и сканером штрих-кодов на кассе - уже не роскошь. В супермаркеты заходят и пенсионеры за кефиром и батоном, и школьники со студентами за жвачками, «колой» и чипсами, и люди состоятельные за различными деликатесами. Ещё бы: продуктов, сопутствующих товаров - масса и в одном месте, обслуживание культурней, никакой рыночной толкотни и базарной «дуриловки». Впрочем, не обольщайтесь - случается, что капканы обмана покупателей расставляются и в супермаркетах.

Первый - хранение

С чего начинается любой супермаркет? С ячеек для хранения ваших сумок. Только не вздумайте оставлять там ценные вещи или документы! Замечали рядом табличку: «Администрация за сохранность вещей ответственность не несёт»? То-то! Знакомая умудрилась оставить в ячейке одного из супермаркетов ноутбук. Спрятав в карман ключик от ячейки, не торопясь побродила по огромному магазину пару часов. Каково же было её удивление, когда, вскрыв ячейку, она обнаружила вместо своего ноутбука чужую сумку. К счастью, дорогая вещь обнаружилась у одного из охранников, он-то и пояснил, что «слишком долго закрытые ячейки вызывают подозрение, да и другим покупателям может не хватать ячеек». Поэтому по истечении определённого времени камеры хранения кое-где могут вскрывать «на проверку и для других посетителей». Естественно, такие действия - незаконны, как, впрочем, и таблички о «неответственности» магазина.
Если вы поместили сумку в камеру хранения и взяли от неё ключ с номерком, то уже вступили с магазином в правоотношение, заключили договор на предоставление услуги по хранению вещей. И ничего, что никаких бумаг никто не подписывал: вы взяли ключ, повернули его в ячейке, закрыв там свои вещи. Это и есть момент заключения. Нормами Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заключать сделку (договор) можно, совершая действие. Магазин обязан в целостности и сохранности вернуть вам сумку или любую другую вещь, помещённую в закрываемую ячейку их камеры хранения. Или же возместить убытки, если ваши вещи из ячейки украли. Если отказываются, не хотят смотреть запись с камер наблюдения, которые обязательны в подобных местах, то можете вызывать полицию и настаивать на возбуждении уголовного дела по факту кражи. Кроме того, вы можете требовать через суд компенсации морального ущерба.
Совет. Ценные вещи и документы берите с собой в торговый зал. В большинстве крымских супермаркетов этому не препятствуют. Ведь по закону они не имеют право настаивать, чтобы вы оставили вещи в ячейке, и не пускать вас из-за этого в магазин тоже не могут. Так что смело идите с сумкой. Правда, желательно предупредить охранника на входе, что вы вносите, и проверьте, чтобы в сумке не было всяких бумажных платочков, шоколадок и прочего (если есть - пусть оставит на них наклейку). Потому как, если при выходе охрана решит проверить сумку, а в ней будет товар, имеющийся в магазине, но без чека, могут возникнуть неприятности.


Второй - товар

В принципе, просроченные продукты в супермаркетах редкость - за этим стараются следить. Зато есть те, у которых срок годности на грани. Их пытаются продать в первую очередь, для чего и выкладывают вперёд.
Совет. Если хотите посвежее, не стесняйтесь немного «покопаться», только осторожно, чтобы ничего не разбить и не уронить (а то придётся платить). И ещё: если вы не ищете продукт определённой фирмы, а, к примеру, просто решили побаловать себя печеньем, то не хватайте сразу то, что прямо «бросается в глаза». Посмотрите на полках повыше и пониже, там, как правило, товар не хуже, но дешевле.
Размещение товаров разной стоимости на разном уровне к чисто обманным уловкам отнести нельзя, это, скорее, метод психологического воздействия на покупателей, один из многих, применяемых в мерчандайзинге. Сложный термин означает всего лишь профессиональное «втюхивание» покупателям как можно большего количества товара. А вот обвес - это уже обман. К счастью, нам пока неизвестны случаи явного обвеса в супермаркетах, как это обычно бывает на рынке. Заслуга в этом и сотрудников магазинов, и создателей электронных весов - технику обмануть сложно. Но обвес, точнее, недовес, случается.
- Взяла две килограммовых упаковки гречки, - рассказывает Алла, постоянная покупательница одного из супермаркетов, - совершенно случайно заметила, что количество крупы в пакетах разное. Присмотревшись, обнаружила, что один из пакетов повреждён и заклеен скотчем. Попросила взвесить, оказалось вместо килограмма там всего восемьсот граммов.
Случается, при неаккуратном обращении упаковка рвётся, какое-то количество продукта высыпается. Чтобы не списывать товар, кое-кто предпочитает нехитрые манипуляции с клейкой лентой. А есть и нечестные производители, расфасовывающие вместо кило девятьсот граммов. Мелочь, а обидно. Другой вариант обвеса - упаковка. Не секрет, что фрукты и овощи со временем усыхают, так что через несколько дней упакованные яблоки могут «похудеть» на энное количество граммов, за которые вам всё равно придётся платить.
Совет. Заметили несоответствие и не хотите платить за воздух - просите перевесить фасованный товар. Отказывать не должны. Даже в том случае, если упаковка от производителя. Если два одинаковых пакета значительно отличаются количеством содержимого, то на возражения продавцов попробуйте заметить, что это проблемы отношений производителя и магазина, а вы от них страдать не должны. Коли недовес обнаружится, требуйте или досыпать в пакет крупы, или взять с вас деньги за реальный вес. Если же есть возможность взять заранее нерасфасованные яблоки или мясо - берите. Как правило, расфасованные товары (то же мясо или рыба) оцениваются не по массе нетто, а по массе брутто (с упаковкой). Так что платите вы за граммы пенопластовой подложки и фасовочной плёнки по цене граммов мяса.
Когда вам взвесили товар (или же взяли уже расфасованный), обязательно посмотрите на наклейку, соответствует ли указанный в ней товар и цена тому, что вы выбрали. То ли по ошибке, то ли ещё по какой причине, продавец (или вы сами на весах самообслуживания) может нажать совсем не ту кнопку на клавиатуре электронных весов.

Третий - касса

Кассир может ошибаться. Правда, не специально, но очень редко в пользу покупателя.
К примеру, может несколько раз пробить один товар: обычно это случается, когда вы берёте несколько одинаковых. К примеру, покупаете две булки хлеба, а кассир пробивает пять. Просто чтобы не водить булкой дважды по сканеру, она пробивает количество вручную, а цифры - рядом. И нажать не ту кнопку может чисто механически, не желая вас обмануть. Точно так же могут пробить не тот товар, вводя штрих-код вручную. Допустим, по какой-то причине сканер не хочет его считывать с товара (залита или смята наклейка с кодом), кассир начинает разбирать цифры, и вполне реально, что может ввести не ту, пробив вам вместо бутылки молока банку сметаны.
Невольно кассир может стать «помощником» нерадивого сотрудника отдела, неправильно установившего ценники - то ли случайно, то ли чтобы продать дорогой или неходовой товар.
К примеру, стоят рядом две коробки одинаковых конфет, но одна стоит 150 рублей, а другая - 200, потому что бантиком перевязана. Но ценники стоят не прямо под коробками, а чуть в стороне или вообще переставлены. Вы берёте одну, думая, что она стоит 150, а на кассе выясняется - 200. Кроме чехарды с ценниками, они могут вообще отсутствовать или быть с ценой значительно ниже, чем занесена в кассовую систему. Сколько раз вы покупали, к примеру, консервы, на ценнике которых красуется надпись «73 рубля», а затем оказывается, что нужно платить в два раза дороже. Продавцы либо забыли поменять, либо перепутали ценники. На все претензии, если, конечно, заметите, кассир обычно отвечает: «Так я же вам уже пробила! Что теперь прикажете делать?». «Прикажите» ей сделать возврат - можете отказаться от покупки. А можете требовать, чтобы продали по той цене, что указана на ценнике - нормами закона
«О защите прав потребителей» это предусмотрено. Остальное считается уже обсчётом и обманом.
Совет. Как ни банально: будьте внимательными, изучайте ценники, если есть сомнения, то сверьте штрих-код на ценнике с тем, что на товаре. Спорные ценники с очень большими, на ваш взгляд, скидками или маленькой стоимостью можете сфотографировать (камера в телефоне пригодится). Чтобы на всякий случай были доказательства вашей правоты. И старайтесь хотя бы предварительно прикинуть стоимость покупок (калькулятор в мобильном - в помощь). Следите за тем, что высвечивается на экране кассы, а если есть сомнения в сумме, которую назвали, сразу сверяйте чек, чтобы там не было лишних товаров и завышенных цен. Вообще, это лучше делать всегда и, что называется, не отходя далеко от кассы. И при необходимости сразу обращайтесь к администратору.

Кстати

Платить или не платить за разбитый товар в магазине следует в зависимости от ситуации. Разница в том, как вы разбили. Если пробирались между близко стоящими стеллажами и нагромождёнными паллетами с товаром и случайно задели, например, стеклянную бутылку, то согласно нормам статьи 211 Гражданского кодекса РФ платить не обязаны. «Риск случайной гибели или повреждения имущества несёт его собственник» - надо было шире проход сделать. А вот если вы выбирали эти бутылки на полке, и, переставляя, уронили, то заплатить придётся. Это уже не случайность, а повреждение по неосторожности. А если вы намеренно уронили бутылку, например, перенервничав, то заплатить тем более придётся. Случайность, неосторожность или намерение - поможет запись с камер наблюдения.

Наталья ПУПКОВА.