Посиделки

10 Октябрь 2019 167

Под покровом Пресвятой Богородицы

14 октября отмечается великий двунадесятый праздник, посвящённый явлению Божией Матери во Влахернском Константинопольском храме. Мне не совсем понятен его смысл: ведь тогда она стала заступницей противников русских войск во время осады Константинополя нашими предками. Но там это не празднуется. А у нас его называют альфой и омегой нашей истории. Почему?
Андрей В.
Саки.
За ответом на подобные вопросы верующие идут к священнослужителям.
- Нет ничего удивительного в том, что в самом Константинополе, где совершилось в Х веке чудо видимого заступничества Царицы Небесной за молящийся народ, праздник этот не празднуется, а у нас, в России, особо почитается, - считает протоиерей Николай Булгаков. - Такова реальность, такова наша история: она вся происходила и происходит до сего дня под Державным Покровом Божией Матери.
С самого начала, когда наши предки убедились в том, что Матерь Божия имеет державу непобедимую, они проявили смирение. Заступница Усердная не раз спасала нас от необдуманных поступков, наставляя на путь истинный. Неслучайно Матерь Божия возлюбила наш народ, избрала нашу страну Своим Уделом. А потому, что в России, со свойственной нам доверчивостью и прямотой, жизнь христианская понималась всегда как жизнь по правде Божией вся, целиком: и в избе, и в поле, и в школе, и в армии, и даже для заключения сделки нашим предкам достаточно было всего лишь целования креста. Она не отнимет Своего Покрова от нас и впредь.
Этот праздник подтверждает нам непреложную библейскую истину: «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать», - напоминает протоиерей Артемий Владимиров:
- По преданию, историческим основанием для осеннего русского празднества Покрова Пресвятой Богородицы стала гибель в водах Босфора славянских стругов, целая флотилия которых окружила Константинополь с враждебными намерениями. Ромеи тогда увидели во внезапно разыгравшейся буре заступление Царицы Небесной в ответ на их мольбу об избавлении от страшной напасти. Многие спрашивают, почему это событие, приведшее к крещению князей-язычников, осталось в памяти только русского народа? Ведь наши пращуры потерпели тогда поражение. Современному человеку с трудом даётся понимание спасительного смирения, которое есть не что иное, как признание своей совершенной немощи пред Богом, соединённое с мольбой о помиловании. Воинство склонило главу перед неодолимой мощью Вселенского Православия. И в этом проявилось величие и благородство русского духа! Замечательно, что не только просвещённые истинной верой греки, но и наши предки, «пребывавшие во тьме и сени смертной», познали в происшедшем непосредственное заступничество Матери Божией, что является неоспоримым свидетельством их мистической интуиции и предызбранности Провидением к особой исторической миссии. Мы знаем, что опыт - «сын ошибок трудных». Пусть же будет трижды благословенна стратегическая «ошибка» древних славян, обращённая Промыслом Божиим к столь благим для нас последствиям! Плод этой «ошибки» - всерадостный осенний праздник Покрова.

Осень в крымской степи

Степной Крым, а это около 70% территории полуострова, полон тайн и загадок, притягателен и неповторим: здесь есть сюрпризы для геолога и археолога, историка и агронома, крае­веда и туриста.

Жаль, ушли в прошлое времена, когда туристические автобусы везли гостей из разных стран мира не только в знаменитые колхозы и совхозы «Россия», «Дружба народов», «Большевик», «Украина»: гостям было что посмотреть, а хозяева с гордостью показывали оазис с виноградниками, садами, животноводческими комплексами с прекрасными зелёными зонами в каждом селе. К новеньким школам, детским садам вели асфальтированные дороги с клумбами цветов вдоль них. В те далёкие годы, конец 50-х и 60-е прошлого века, степной край был превращён в территорию садов и виноградников.
И был он кормильцем всего полуострова. Наши земледельцы научились выращивать на прекрасных каштановых и обыкновенных чернозёмах злаковые культуры, овощи, фрукты, бережно собирая дождевую воду, используя артезианские скважины, потом - воду Северо-Крымского канала. Ещё до войны колхозы Тельманского (ныне Красногвардейского) района им. Молотова, Ворошилова, Свердлова и другие стали миллионерами.
Заглянув в далёкое прошлое, можно встретиться с немецким исследователем Тунманном, заглянув в его книгу «Крымское ханство», которая была переведена на русский язык в 1936 году, написана была после его путешествия по полуострову в 1774 году. После скрупулёзного изучения почвы, флоры и фауны, знакомства с особенностями земледелия он пришёл к выводу, что степной Крым - рай для настоящих хлеборобов. И не ошибся.
Большой вклад в развитие степной зоны внесли немецкие колонисты, переселенцы 30-х годов, среди которых были евреи, позже переехавшие на полуостров хлеборобы из Белоруссии, Смоленщины, Брянщины, Поволжья, Украины в 50-60-е годы.
Многие ли знают, что в степи насчитывают более 1200 видов растений, среди которых немало реликтовых? Учёные Никитского ботанического сада и Аскании-Нова причастны к уникальным экспериментам-посадкам, среди которых Пятихатский лес, парки и зелёные зоны в наших сёлах.
Богат и животный мир. Нет уже дроф, косуль, кроликов степных, но по-прежнему много птиц, среди которых жаворонки, горлицы, соловьи, дятлы, куропатки, перепела, щеглы, кобчики, лебеди, чайки, журавли. Здесь обитают суслики, ежи, землеройки, ящерица прыткая, гадюки, зайцы, лисы, появляются и волки. А в подворьях самая разная живность - от индюков и гусей до осликов и нутрий.
Село Нахимово славится целебной водой из родникового колодца, обнаруженного в 1875 году. А еще здесь единственный в степном Крыму памятник адмиралу Павлу Нахимову: в годы Крымской войны здесь было место отдыха для больных и раненых героев Севастополя. В сёлах Янтарном и Пятихатке - источники с термальной водой. В селе Ближнем родилась легендарная женщина-танкист Мария Васильевна Октябрьская, Герой Советского Союза. В музеях 51 армии, в Октябрьском, Восходе, райцентре можно многое узнать из истории родного края.
А вот и новёхонькая сенсация - возле села Знаменка при вспашке поля нашли бронзовые серп, нож, тесло. Значит, земледельцы жили здесь издавна.
 Осень уверенно отвоёвывает свое право на власть над природой: резкие перепады погоды, желтеющие каштаны и клёны, тихо падает листва на землю, но пока держится зелень акаций, гледичии. А у берёз переполох в листьях: спорят между собой зелёные, жёлтые, багряные. Хороша осень в степном Крыму! Чего только не увидишь в заповедных местах, среди которых и село Новоникольское, раскинувшееся на берегах Салгира. Здесь два скифских кургана, дубовая роща, широкая поляна, речка с заводями привлекает рыбаков. Раздолье для любителей фотографии.
Не надышаться чистейшим воздухом, не налюбоваться отменной водой реки, которую питают бьющие из-под земли родниковые ключи. Есть чем полюбоваться! Вот меж гордых лебедей спокойно проплывает нутрия, выставив из воды забавную мордочку, в своё жилище из крепкого дубового пня, напоминающего сказочный грот.
Хочется верить, что подарят новую жизнь этим прекрасным степным просторам настоящие хозяева земли.

Николай ГОТОВЧИКОВ.

«Туманны» не только междометия

Продолжаем тему о размытости границ между частями речи, заинтересовавшую учителя русского языка Александра Д. из Феодосии, задавшего вопрос: «Чем руководствоваться, относя слово к определённой части речи?».
 Чтобы найти ответ, мы обратились к статье известного лингвиста, академика Льва Щербы «О частях речи в русском языке». Остановились мы на том, что признаки глагола временны, они могут утрачиваться. Точно так же и деепричастие частенько теряет глагольность и превращается в простое наречие.
Так вот, определяя глагол как части речи, надо задуматься - выражает эта часть речи действие или состояние предмета. Основным значением в глаголе он признаёт только действие, а вовсе не состояние. Состояние выражают слова нельзя, можно, должен, рад, готов. Отсюда вывод: связка «быть» - не глагол, потому что не имеет свойства действия. Она не знаменательна. Учёный относит связки к служебным словам и выделяет их, как и предлоги, союзы, в особую группу частей речи. Он выделяет четырнадцать частей речи - основных групп слов. Тогда как обычно называют десять,
В тридцатые годы прошлого столетия А. М. Пешковский в популярной, выдержавшей много изданий книге «Русский синтаксис в научном освещении», выделял четыре основные части речи: существительное, прилагательное, глагол и наречие. В труде В. В. Виноградова «Русский язык» категории слов делились на части речи - существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, наречие, категория состояния и частицы речи - связки, предлоги, союзы. Академическая грамматика, вышедшая в начале пятидесятых годов прошлого века, зафиксировала десять частей речи: существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, частицы, междометия. Новая академическая грамматика семидесятых годов сохранила те же части речи. Но изменила их состав. В разделе местоимений остались только «местоимения-существительные» - он, кто, что, никто, ничто. А местоимения мой, твой, наш, какой, который, чей-нибудь, никакой оказались среди прилагательных. В разряд прилагательных были отнесены и числительные, которые стали называть порядковыми прилагательными - «один» и иже с ним.
В заключение своей статьи о частях речи академик Щерба писал: «Я начинаю слышать тот стон, который идёт из учительских рядов: «Как всё сложно! Неужели всё это можно нести в школу? Нам надо бы что-нибудь попроще, поотчётливее, попрактичнее…». К сожалению, жизнь людей не проста, и если мы хотим изучать жизнь, - а язык есть кусочек жизни людей, - то это не может быть просто и схематично. Всякое упрощение, схематизация грозит разойтись с жизнью, а главное - перестаёт учить наблюдать жизнь и её факты, перестаёт учить вдумываться в её факты».

И осенью будем прекрасны

Слышала, что осенью полезны для кожи лица домашние маски? Из чего их делать и как применять?
Марина Ерошок.
Армянск.
Домашних масок из натуральных продуктов и трав много. Вот несколько простых рецептов.
Овсяная маска-скраб очищает кожу от ороговевших клеток. Хлопья овсянки мелкого помола смешайте с горячей водой до образования кашицы. Маску можно наносить только на кожу без активного воспаления, иначе вы рискуете разнести инфекцию по всему лицу.
Огуречная маска применяется при сухости кожи, зуде, тусклом цвете. Нарежьте огурец ломтиками и выложите на лицо, включая область под глазами. Свежий вид и увлажнённая кожа - гарантированы. Маску держать двадцать минут, затем смыть тёплой водой, обдать лицо холодной водой и смазать увлажняющим кремом.
Полезна маска из горсти сушёной ромашки, залитой 1/2 стакана горячей воды. Через полчаса в охлаждённый до комнатной температуры настой добавьте для жирной кожи 1 ст. ложку сока лимона, для  сухой - 2 ч. ложки жидкого мёда. Намочите мягкую ткань или марлю, наложите на лицо и шею на 10-15 минут. Смойте тёплой водой.
Не может не понравиться маска из календулы и овсяных хлопьев. Горсть сушёной травы залейте  1/2 стакана кипятка. Дайте настояться 10 минут, процедите, добавьте 2 ст. ложки овсяных хлопьев мелкого помола, а лучше овсяной муки, 1/2 ч. ложки мёда, тщательно смешайте, нанесите на лицо и область декольте на 10-15 минут, смойте тёплой водой.
Рекомендую маску из дрожжей и капустного сока. 1 ст. ложку дрожжей смешайте с 1 ст. ложкой сока белокочанной капусты и 1 чайной ложкой мёда, оставьте бродить на 2 часа. Маску нанесите на кожу лица на 20-25 минут, затем смойте тёплой водой. После процедуры протрите лицо тампоном, смоченным в капустном соке.
Хороша маска из голубой глины и кефира. 2 ст. ложки голубой глины смешайте с 2 ст. ложками кефира, тщательно перемешайте и дайте настояться в течение часа. Нанесите маску на кожу лица, через 15-20 минут смойте прохладной водой.

«Искусство твоё никуда не уйдёт»

Древний род Арендтов прочно связан с Крымом. Мы не раз писали о его продолжателях, наших современниках, которые ведут свою родословную от врача, гуманиста, друга Николая Пирогова, с которым он участвовал в Крымской войне, прожившего часть жизни в Симферополе, Андрее Фёдоровиче Арендте. Все его шесть сыновей и четыре дочери стали достойными гражданами своего Отечества. О каждом можно написать целую книгу.
И, наверное, когда-нибудь повествования о них появятся.
А пока в Коктебеле на Международном научно-творческом симпозиуме «Волошинский сентябрь» хранители семейных архивов и памяти о предках Юрий Андреевич, отметивший в этом году 85-летие, и Наталья Юрьевна Арендты, которых вы видите на снимке, презентовали книгу воспоминаний о талантливом скульпторе Ариадне Арендт. Это художник яркой и сложной судьбы, внучка врача и первопроходца российского воздухоплавания Николая Андреевича Арендта. Ариадна Александровна - наша землячка: появилась на свет в Симферополе, а в конце жизни её пристанищем стал Коктебель, который она предпочла Москве.
- Книга названа строчкой из письма Ариадны Александровны мужу, известному скульптору Анатолию Григорьеву, арестованному в 1948 году по сфабрикованному делу об «антисоветском теософском подполье», - рассказала внучка скульптора Наталья Юрьевна. - Его искусство не ушло - стоят созданные им памятники, в том числе и в Крыму. Никуда не ушло и искусство бабушки. О нём много написано. И вот осуществлена наша мечта: опубликовать под одной обложкой мемуары Ариадны Александровны, её автобиографию и переписку, воспоминания родственников и коллег, фотографии из семейного архива и работ художницы. Мы счастливы, что это сделали!
Осилив почти пятьсот страниц книги, читатель окунётся в творческую атмосферу былых лет. Узнает о людях, повлиявших на становление творческой личности юной Ариадны, среди которых внук Ивана Айвазовского Михаил Латри, Максимилиан Волошин, Вера Мухина, Владимир Фаворский.
Мемуарные очерки Ариадны Арендт свидетельствуют о её литературном даре: написаны лёгким, образным языком. Этим отличается и переписка с друзьями и близкими, среди которых Константин Циолковский, Юрий Рерих, Мария Степановна Волошина, Анастасия Цветаева.
 Эти очерки вместе с живыми, эмоциональными воспоминаниями об Ариадне Александровне делают её собеседником читателей. Что бывает не так часто при чтении подобных книг.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.