Наталия Дабижа: Каждый фильм - это новая жизнь

24 Август 2019 783
Фото автора.

Участницу всех фестивалей детского и семейного кино «Солнечный остров» в Евпатории с нетерпением ждут и юные, и взрослые зрители. Каждая встреча с ней незабываема.

- Наталия Борисовна, не все понимают значение слов анимация и мультипликация, да и самих понятий. Разъясните, пожалуйста.
- В латыни есть слово «анима» - «душа». Анимация соответственно - оживление, одухотворение. Искусство анимации - иллюзия, благодаря которой в кадре двигается то, что само по себе двигаться не может. Это происходит за счёт показа одного за другим множества независимых рисунков. В этом отличие анимации от видео, где снимается действительно непрерывное движение. «Мультипликация» - более привычное для русскоязычного человека слово, оно образовалось от латинского «мульти», что в переводе означает «много». И это понятно: чтобы герой «ожил», его движение нужно много раз повторить. Не менее 10 кадров в секунду. Аниматор «оживляет» своих героев не только рисованием картинок в определённой последовательности, но и тем, что вкладывает в них частицу своей души. Прикоснувшись к Чебурашке, я ощущаю себя этим загадочным существом. Через несколько секунд прикасаешься к Гене - и ты теперь крокодил со всеми его чувствованиями. И так всё время: ты - то один, то другой. Я точно знаю, что персонажи влияют и на тех, кто создаёт кино, и на зрителей. Убеждена, что благодаря Чебурашке во мне стимулировалась доброта. Я играла этого Чебурашку, трогательного, милого, и эти качества входили в мою сущность. Он на меня влиял, как потом Золотая рыбка влияла на мой характер. Это очень интересная профессия. Я счастлива, что в ней оказалась. Каждый новый фильм - это новая жизнь.
- Какие существуют виды анимации?
- Рисованная, компьютерная, песочная. Я занимаюсь кукольной анимацией. Это неслучайно. У моего отца был кукольный театр. И я поняла, что куклы - это моя стихия. Потому что у меня объёмный стиль мышления. «Жизнь в куклах» - это для меня смысл творчества.
- Как рождаются сюжеты фильмов?
- С идеи и чёткого понимания, что ты хочешь сказать. Расскажу, как родилась первая моя картина - «Ваня и Крокодил». Так случилось, что мне пришлось присматривать за чужой собакой, огромным красивым догом. Чего я только не наслушалась на улице, когда выгуливала его! Это были непростые, несытные 90-е. Все вокруг шипели: людям мяса не достаётся, потому что ваши псины всё сжирают. Я даже не ожидала такого шквала агрессии на интеллигентного, безобидного пса. Вспомнилась сказка Чуковского: «Жил да был Крокодил. Он по улицам ходил… А за ним-то народ
И поёт, и орёт: вот урод так урод!». Ходит себе мирно непохожее на окружающих существо, никого не трогает, папиросы курит, а «гимназисты за ним, Трубочисты за ним, И толкают его, Обижают его. И какой-то барбос укусил его в нос». И что Крокодилу оставалось делать? «Оглянулся Крокодил и барбоса проглотил». Такая же участь постигла городового: агрессия всегда вызывает агрессию. Но всё закончилось очень даже благополучно: всех Крокодил вернул живыми и невредимыми. Сделала фильм по этой сказке.
И получила за него свой первый приз.
- Что, на ваш взгляд, способствует успеху?
- Факторов много. Главное для меня - снимать только о том, что волнует, к чему есть острый, нажитый интерес. Экспромты, к сожалению, заканчивается плохо. У меня был печальный опыт с фильмом «Одинокий Рояль». Я не была готова к нему, и он получился компромиссный, не люблю его. Хотя на фестивале в Португалии ему дали приз «За лучшее изобразительное решение».
- А среди особо любимых - какие?
- «О рыбаке и рыбке» по сказке Пушкина. Мне в этой сказке интересен психологический аспект. Жил старик со своею старухой ровно тридцать лет и три года в старой землянке. Значит, наверное, старик не очень-то потрудился, чтоб старухе было хорошо. Кончилось её терпение, вот она и озлобилась, стала жадной. Сколько благ ни получала от Золотой рыбки, всё ей было мало. В конце концов, потеряла всё. Потому что и у Золотой рыбки терпение кончилось: сколько же можно клянчить? Она перестала уважать старика, потеряла к нему интерес, даже почувствовала брезгливость к никчёмному человеку. И я уловила характер рыбки, подумала, что хочу такой быть. Не то что я совсем бесхребетная, но не всегда могу проявить твёрдость. Интересная вещь: мы создаём произведения, а они на нас влияют. Они остаются с нами. Я проанализировала ситуацию, задумалась над ценными качествами: умением дарить, прощать и отказывать недостойным. Ведь принять подарок - это тоже поступок и ответственность. Подарком, который делаете, вы входите в жизнь человека. Я к этому очень осторожно отношусь: если мне человек несимпатичен, я не хочу, чтобы его подарок оставался в доме. Потому что через него подаривший проникнет в мою жизнь.
- Вы внесли во всем известную сказку новых персонажей. Зачем?
- Не в сказку - в фильм. Это скоморохи в масках барана, пас­туха, петуха и свиньи, которые мне понадобились, чтобы раскачивать синий лоскут - море. Такой я придумала ход. Потому что не хотелось изображать вод­ную стихию по старинке, или использовать компьютерную графику. Вообще я использовала театральный принцип. Рыбку у меня играет белочка. Зрители это приняли. А на Суздальском кинофестивале мне вручили приз «За оригинальное режиссёрское и изобразительное решение в экранизации всем известной сказки».
- Большим успехом пользуется и фильм «Севильский цирюльник», получивший много призов. А вы сами как к нему относитесь?
- Как к очень важному в моей жизни. Это такое наслаждение - снимать под прекрасную музыку Россини! Музыка тебе подсказывает, она ведёт, она создаёт ритм. Фильм длится полчаса на экране, а я прожила в этой музыке, в этой истории два с половиной года.
- Каждый фильм - это новый пласт в творчестве?
- И в творчестве, и в жизни. Когда снимала «Авраама», соприкоснулась с религиозной темой. Меня предупреждали, что опасно снимать об Аврааме и его сыновьях Измаиле, ставшем прародителем арабов, и Исааке - прародителе евреев, поскольку между этими народами идут постоянные конфликты. Я не разбираюсь, кто виноват, а показываю, что конфликт идёт не от детей. Старший брат Измаил нянчил Исаака, у них не было противоречий. Они начались со ссоры матерей - Агари, родившей Измаила, и Сары, родившей Исаака. Работая над этим фильмом, я испытала новые эмоции и делюсь ими со зрителями.
- У каждого режиссёра - своё кино. Что в вашем на первом месте?
- Для меня значение важное имеют характеры персонажей, раскрытие образов, эмоциональная сторона. Я не умею делать просто формально изобразительное кино. На первом месте - смысловое значение.
И чтобы актёрская работа была хорошая. Приглашала на все свои фильмы Олега Павловича Табакова. Потому что великий актёр привносит свой талант и подсказывает многое тебе.
- Ваши родители работали в «Росконцерте» и «Москонцерте». А сами никогда не думали о том, чтобы стать артисткой?
- Было дело. Даже хотела пойти в театральный институт, Бог миловал. Мне было интересно заниматься многим. Делала деревянную скульптуру, есть хорошие работы. Создавала кукол в театре Образцова, пока не увлеклась анимацией. Мой «крёстный отец» в этом деле - Иосиф Яковлевич Боярский, директор кукольного объединения студии «Союзмультфильм». А выпестовал в профессии Роман Качанов, пригласивший начинающего аниматора поработать над «Чебурашкой». Учителя имеют огромное значение в становлении творческой личности. Работая сейчас со студентами, стараюсь вложить в них весь свой профессиональный и жизненный опыт.

Досье

Заслуженный деятель искусств РФ Наталия Борисовна Дабижа родилась в Москве, окончила Театрально-художественное училище по специальности художник по куклам. Работала  режиссёром объёмной анимации кукольных фильмов на киностудии «Союзмультфильм». Обладатель российской кинопремии «Ника» и американской телевизионной премии «Эмми» в номинации «Выдающееся индивидуальное достижение в анимации», многочисленных призов кинофестивалей. Член Академии кинематографических искусств «Ника». Член АСИФА. Генеральный директор студии «Кристмас филмз».

Людмила ОБУХОВСКАЯ.