Бесполезная и сомнительная

Есть ли смысл тратиться на бутилированную воду?

29 Июнь 2019 768
Закон не запрещает производителям продавать в качестве бутилированной обычную воду из-под крана.
Закон не запрещает производителям продавать в качестве бутилированной обычную воду из-под крана.

На протяжении многих лет в сознании потребителей воспитывают «прописную» истину: пить воду из-под крана неприемлемо. А вот вода в бутылках - эталон безопасности и символ здорового образа жизни. Благодаря этому постулату объёмы продаж бутилированной воды в мире растут в среднем на 10% в год и к 2020-му, как ожидается, превысят 280 миллиардов долларов.

Водная империя

Первый официальный бизнес по торговле бутилированной водой появился ещё в конце XVIII века в Бостоне. Компания Jackson’s Spa разливала в бутылки минералку и продавала её для «терапевтического» использования. Из США рынок бутилированной воды распространился по всему миру и успешно развивался до XX века, когда технология хлорирования водопроводной воды стала нормой. Чистая вода появилась в каждом доме, и поскольку стоила она в десятки раз дешевле, чем бутилированная, последнюю перестали покупать. На рынке осталась только вода из минеральных источников, за которыми закрепилась репутация целебных.
Однако в 1898 году французский врач Луи Перье наладил поставки воды из минерального источника в Вержезе (городке на юге Франции) в лучшие рестораны и отели Европы.
В ту пору его бизнес был сравнительно невелик, но в 1946-м компанию купил бойкий предприниматель Густав Левен. Его усилиями предприятие буквально за несколько лет захватило половину французского рынка, потеснив главных конкурентов - Evian и Vittel. Но это стало лишь началом становления «водной империи» Perrier. К 1970-м годам бренд не только лидировал во всей Европе, но и начал завоёвывать американский рынок. Разворачивая бизнес в США, Левен делал ставку на снобизм американцев и позиционировал Perrier как элитную воду для тех, кто добился успеха. Это сработало: с 1975 по 1978 год продажи французской минералки в Штатах выросли с
2,5 до 75 миллионов бутылок в год.

В чём разница?

Десятки лет назад Густаву Левену в продвижении бренда помогла царившая в Европе и США мода на здоровый образ жизни. До постсоветского пространства она докатилась лишь недавно, и, само собой,  бутилированная вода стала одним из основных атрибутов современного варианта ЗОЖ. Гигантские маркетинговые бюджеты обеспечили ей повсеместную победу над водопроводной.
Сейчас в мире ежегодно продаётся более 460 миллиардов литров воды в бутылках. При этом во многих странах молоко, пиво и даже бензин оказываются дешевле минералки. Например, в США литр бутилированный воды стоит в три раза дороже, чем литр молока, и почти в четыре раза больше, чем литр бензина.
В России до подобного абсурда, к счастью, пока не доходит. Тем не менее, несмотря на доступность чистой водопроводной воды, люди упорно предпочитают воду в бутылках. Потребители с готовностью переплачивают за неё в десятки раз, не особенно задумываясь, чем, собственно, она лучше? Главный мотив покупки воды в бутылках заключается в убеждённости, будто она чище, экологичнее и полезнее, чем водопроводная. Эти представления активно внедряются в сознание потребителей с помощью эффектных рекламных роликов, хотя ни один из заявляемых маркетологами постулатов не имеет ничего общего с действительностью. Половина производителей бутилированной воды открыто признаёт, что это та же водопроводная вода, «прошедшая дополнительную очистку». При этом специалисты Росконт­роля в процессе лабораторных исследований неоднократно находили микробов в воде даже известных производителей - что уж говорить о предприятиях средней руки.
- Бутилированная вода - это обычная водопроводная, в которую производитель может добавить, например, немного озона, ионов серебра, сделать ультрафиолетовое облучение. В основном все эти действия направлены на улучшение вкусовых качеств и снижение жёсткости, - констатирует генеральный директор ГУП РК «Вода Крыма» Владимир Баженов. - Общая убеждённость в том, что бутилированная вода по всем параметрам превосходит водопроводную, результат широкомасштабных рекламных и лоббистских кампаний.
А между тем качество водопроводной воды контролируется государством гораздо жёстче, чем той, что продаётся в магазинах. Кроме того, даже если производитель разливает безупречно чистую воду, со временем она загрязняется микрочастицами пластика, из которого сделана бутылка. К тому же при нагревании пластик выделяет токсины, поэтому пластмассовые ёмкости с водой нельзя держать на солнце.

На свой страх и риск

Вообще согласно действующим в России нормативам питьевой может считаться любая вода из источника питьевого водоснабжения, соответствующая гигиеническим нормативам по органолептическим показателям, имеющая безвредный химический состав и безопасная по микробиологическим характеристикам. Производитель может добывать воду из скважины, а может взять её из крана, разлить по бутылкам и продать. Закону это не противоречит. Более того, производитель даже не обязан указывать на маркировке источник происхождения продаваемой им воды. То есть, покупая воду в бутылке, единственное, в чём вы можете быть уверены, - это то, что она не грязнее и не опаснее, чем вода из-под крана.
- Бутилированная вода должна иметь маркировку на этикетке, на которой в обязательном порядке указывается юридический и фактический адрес производителя, состав воды, конечный срок реализации, а также нормативный документ, согласно которому указанная продукция произведена, - комментирует руководитель Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей  и благополучия человека по РК и Севастополю - главный государственный санитарный врач по РК и Севастополю Наталья Пеньковская. - Согласно техническому регламенту и санитарным правилам производители обязаны осуществ­лять лабораторный контроль за качеством и безопасностью выпускаемой продукции. В случае возникновения сомнений потребитель вправе потребовать у продавца документы, подтверждающие качество и безопасность бутилированной воды, а именно декларацию соответствия производителя и результаты лабораторных исследований.
Кстати, специалисты Роспот­ребнадзора регулярно проводят проверки в отношении производителей бутилированной воды, а также на предприятиях, реализующих эту продукцию. Мониторинг качества и безопасности предусматривает отбор проб для лабораторных исследований.
В этом году в Крыму и Севастополе на санитарно-химические показатели было проверено 150 проб. 12 из них не соответствовали нормативным требованиям. Но ведомство не сообщает названия предприятий, которые выпускают воду, не отвечающую стандартам качества и безопасности. Это значит, что такая продукция по-прежнему находится на прилавках крымских магазинов. Вряд ли стоит платить втридорога за эту воду, если ни производитель, ни государственные надзорные ведомства не гарантируют её безопасность.



Елена ЮМАНОВА.