Солдатские улочки столицы

22 Май 2019 2363
Братская могила Николая Данилова, Григория (Михаила) Сербинова, Ивана Малкова и Алексея Зубенко.
Братская могила Николая Данилова, Григория (Михаила) Сербинова, Ивана Малкова и Алексея Зубенко.

Они небольшие, с табличками и без, в меру зелёные и разбитые. Таких немало в Симферополе - улиц, переулков, названных в честь тех, кто сражался за Крым в годы Великой Отечественной. Только зачастую, произнося название, мы даже не задумываемся о судьбах воинов, оставивших улице своё имя.

Семён Борзилов

Улочку его имени находим с трудом, хотя и расположена она в центре столицы республики - параллельно главному проспекту Кирова, рядом с храмом Святых Константина и Елены за торговым комплексом. Переулок здесь появился ещё в начале XX века - 115 лет назад его назвали Водосточным. В ноябре 1966-го «повысили» до статуса улицы и назвали в честь Борзилова.
Есть на воинском мемориале на улице Старозенитной надгробная плита - генерал-майор бронетанковых войск С. В. Борзилов 1893-1941. Его останки сюда перезахоронили в 1964 году из Комсомольского (Семинарского) сквера. Но, как, к сожалению, часто бывает, при переносе на новую плиту фамилию изменили, и долгое время даже родные генерала не могли найти его место захоронения.
В нашей газете за 1965 год читаем заметку генерал-майора запаса Героя Советского Союза Андраника Казаряна «Память героя вечна». «Убедительно прошу вас помочь мне найти могилу и установить на ней памятник моему мужу», - с такой просьбой обратилась к членам научного военного общества при Симферопольском доме офицеров Валентина Васильевна, жена генерал-майора танковых войск (правильное название. - Ред.) С. В. Борзилова. Как могло случиться, что могила боевого генерала, геройски погибшего в первый год войны, вдруг затерялась? Начались поиски. Сейчас уже точно установлено место захоронения. Оказывается, при перенесении могилы из сквера искажена фамилия. Эта досадная ошибка исправлена».
27 сентября 1941-го танки 172-й стрелковой дивизии устремились на фашистов, занявших село Волошино под Армянском. Человек в шинели, перепрыгнув через окоп, двинулся за ними, подбадривая отставшую пехоту. Вдруг его настиг осколок от разорвавшейся мины. Это был начальник автобронетанкового отдела 51-й армии Семён Борзилов. Тело перевезли в Симферополь, где спустя два дня захоронили в центральном сквере, рядом с могилой коммунаров-героев Гражданской. Семён Васильевич, родившийся на Кубани в 1893 году, и сам прошёл Гражданскую. А ещё до Великой Отечественной сражался в Первую мировую, в войну с белофиннами - командовал бригадой, отличившейся на Карельском перешейке.

Николай Данилов

Она упирается в Севастопольскую, связывая микрорайон Заводское с селом Перово Симферопольского района - улица имени Данилова, ещё одного солдата Великой Отечественной, погибшего за Крым 75 лет назад. Вместе с ним в бою погибли ещё двое - им установлен памятник в начале улицы, братская могила. Похоронен Николай Данилов, чьим именем в марте 1964 года переименовали улицу Прогонную, а также «Малков И. Н., Зубенко А. Г., Сербинов М. А.».
К сожалению, теперь трудно доподлинно восстановить события дня освобождения Симферополя 13 апреля 1944-го, когда погибли они. В базе данных «Мемориал» Минобороны страны сохранился именной список безвозвратных потерь
21-го Гвардейского миномётного Симферопольского Красно­знамённого, орденов Суворова, Кутузова и Александра Невского полка. «Командир дивизиона майор Николай Петрович Данилов, родившийся в 1921-м в Ленинграде, убит в бою 13 апреля 1944-го и похоронен в Симферополе Крымской АССР». Дан адрес мамы Натальи Петровны. Точное место захоронения не указано, но, очевидно, это Севастопольское шоссе. Зато указано место захоронения двух других солдат - Алексея Степановича Зубенко и Ивана Николаевича Малкова - в списке потерь 101-й танковой Сивашской бригады 19-го танкового Перекопского корпуса. Алексей Зубенко, родившийся в 1913 году, призывался из Сталинской (Донецкой) области. Там осталась жена Мария Егоровна. Рядовой наводчик миномёта убит в бою 13 апреля, «похоронен в братской могиле с южной стороны в саду дома №320 по Севастопольской улице города Симферополя Крымской АССР». С северной стороны там похоронен рядовой миномётчик Иван Малков. Родился в 1925-м в Ярославской области, там осталась мама Мария Александровна. В донесении, подписанном подполковником Хромченко, дана и схема расположения братской могилы.
Сведений о красноармейце М. (Михаиле?) А. Сербинове в донесениях нет. Зато находим данные о сержанте 26-й мотострелковой бригады Григории Павловиче Сербинове. Он родился в 1922 году в Харькове, в донесении указаны сведения о жене - Евгении Александровне. Погиб сержант в бою 14 апреля 1944 года под Бахчисараем. Возможно, его останки были позже перенесены в братскую могилу на Севастопольском шоссе, но с перепутанными данными. Может, потому и барельеф на памятнике выбит несколько в стороне от трёх других.

Михаил Хромченко, Валентина Бархатова

Улицу имени одного - неподалёку от железнодорожного вокзала - в честь подполковника Михаила Хромченко в 1974-м переименовали Зелёную. В честь старшего сержанта Валентины Бархатовой улицу Высотную на Петровской балке переименовали в 1982-м. Они - воины 101-й Сивашской бригады 19-го танкового Перекопского корпуса, командир и стрелок-радист.
В чью честь 13 апреля 1944 года салютовала Москва - фамилия подполковника отмечалась в приказе Верховного главнокомандующего, выражавшего благодарность войскам 4-го Украинского фронта, освободившим Симферополь.
Михаил Фёдорович Хромченко родился в 1906-м в Орловской области, дома его ждали мама Анна Михайловна и сестра Мария. Валентина Сергеевна Бархатова родилась в 1924 году в Иркутской области, её, добровольцем ушедшую на фронт, ждали мама Феодосия Трифоновна и брат Павлик. Последнее письмо от девушки, написанное 8 мая 1944-го, они получили вместе с похоронкой. Подполковник и старший сержант погибли 9 мая 1944-го при освобождении Севастополя. Их танк с ходу наехал на только сброшенную фашистским лётчиком фугасную авиабомбу. «Т-34» разорвало на части. Вместе с комбригом и стрелком-радистом погибли механик-водитель Василий Бубенчиков и заряжающий Николай Фёдоров. К сожалению, о них неизвестно ничего - в базе «Мемориал» сведений нет.
Изначально останки Михаила Хромченко, Валентины Бархатовой и, хочется верить, их товарищей похоронили под обелиском со звездой в Пионерском саду (теперь - сквер Победы) в Симферополе. В июне 1944 года над одиночными и братскими могилами танкистов 19-го корпуса здесь, на пьедестале, замер танк «Т-34», одним из первых ворвавшийся в крымскую столицу.
70 лет назад останки  освободителей перенесли на воинское кладбище на улице Старозенитной. Но в начале века, когда начали возрождение храма Александра Невского и немного двинули памятник-танк, обнаружили останки нескольких неперезахороненных танкистов. Кого - неизвестно. Теперь их братская могила в ограде кафедрального собора.
Девять солдат Великой Оте­чественной, награждённых орденами и медалями, погибших в боях за Крым, имена четверых остались в топонимике столицы. Проходя по этим улочкам, вспомните о воинах, отдавших жизни за наш полуостров.

Семён Борзилов погиб в 1941-м.

Валентина Бархатова и могила её командира Михаила Хромченко.

Наталья ПУПКОВА.
Фото автора.