Торговые сети, к вам едет ревизор

Как мы крупные магазины проверяли

1 Декабрь 2018 1157
Колбаса «Каждый день». Недовес - 10 граммов.
Колбаса «Каждый день». Недовес - 10 граммов.

Факт, что продавцы в магазинах обманывают покупателей - аксиома. Там недольют, здесь сдачи недодадут. Вот и получается солидная подработка. Мы решили выяснить, наживаются ли крупные торговые сети на своих покупателях.

«Ашан», «ПУД», «Яблоко» недовешивают?

Когда думаешь о крупной торговой сети полуострова, первое, что приходит в голову, - «Ашан». Видели когда-нибудь всемирное переселение? Ехать далеко не надо. Просто субботним вечером заглянуть в «Ашан» - кажется, будто именно тут собирается весь город. Мы приехали в магазин в будний день. Народу было немного. Сразу же узнали, где находятся контрольные весы, и определились с набором продуктов, который будем проверять. В первую очередь выбор пал на те продукты питания, которые пакует непосредственно торговая сеть. Это развесные сыр, колбаса, мясо, овощи и фрукты. Удивительно, но ни весы в зале, ни контрольные весы не показали значительно отличающегося значения от того, что указано на этикетке. Единственное, где «разлёт» был очевиден, - это колбаса собственной марки торговой сети «Каждый день». Правда, всего 10 граммов. Несущественно и мелковато, не правда ли?
Найти подвох в «Ашане» нам не удалось, и следующей «жертвой ревизора» стала тоже крупная на полуострове торговая сеть «ПУД». Здесь в зале обычных весов нет, все продукты взвешивают на кассе. Но проверить вес можно: контрольные весы пройти сложно. Для начала мы взвесили крупу в упаковке, чтобы понимать, есть ли погрешность. 8 упаковок гречки, риса, гороха - ничего. Всё точно. Затем в ход пошли продукты, самостоятельно фасованные сотрудниками магазина. Сыр, колбаса, яблоки, перец, грибы - и ничего. Максимальная разница на весах - 8-10 граммов.
Ещё одной «мишенью» нашей ревизии стала торговая сеть «Яблоко». Здесь весы проверили на килограмме соли.
И всё по накатанной - фасованное куриное филе, сыр, колбаса, овощи и фрукты. Точь-в-точь. С одной стороны - приятен тот факт, что в торговых сетях, работающих на полуострове, пусть немногочисленных, клиентов всё же уважают и ценят, не пытаясь постоянно надуть. С другой - доверие не внушает такая точность. Наверное, это в крови - всё время сомневаться и быть начеку.

Что делать?

За ответами на интересующие нас вопросы мы обратились в Роспотребнадзор.
В ведомстве уточнили: если у вас есть подозрения, что в магазине произошёл обвес, то любой магазин должен обеспечить потребителю возможность проверить правильность расчётов.
- Раньше, года четыре назад, при другом законодательстве, необходимо было устанавливать в магазине контрольные весы, - сообщила Виктория Воронова, начальник отдела прав потребителей Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю. - В настоящее время на территории РФ действует правило о продаже отдельных видов товаров №55. Оно устанавливает следующее положение: в магазине просто должны быть весы, на которых любой потребитель может проверить правильность расчётов, то есть узнать точный вес товара, который он покупает.
При этом весы обязательно должны быть поверены, на них должно быть поверочное клеймо - свидетельство того, когда и кто их проверял. А за этим наблюдает не Роспотребнадзор, а Росстандарт.
По словам начальника отдела прав потребителей, ещё одна частая ситуация для супермаркетов: потребитель приобрёл товар, а в чеке и на самом товаре цены отличаются. И в этом случае, и в случае обвеса потребитель оставляет свою претензию в письменном виде (лучше в двух экземплярах). Понятно, что блокнот и ручку постоянно с собой носить не всегда получается. Тогда ваш вариант - Книга жалоб. Там оставляем отзыв о конкретном нарушении, будь то неповеренные весы, обвес или обсчёт. Обязательно укажите свой телефон и адрес. В течение 10 дней продавец или должностные лица магазина должны вам ответить и вернуть деньги, на которые вы претендуете. Если продавец на контакт не идёт, не исполняет свои обязанности в соответствии с законом, то потребитель имеет право написать обращение в орган Роспотребнадзора и приложить либо копию своего обращения, либо фотографию своего отзыва в Книге жалоб. Ваше обращение будет рассмотрено только в том случае, если вы изначально обратились к предпринимателю.
Сейчас, наверное, как никогда актуальна древняя муд­рость: «Доверяй, но проверяй». Тем более что это ваше право. Законное и обоснованное.

Кстати

Во время нашего эксперимента единственное, что нас смутило, - взгляды сотрудников магазинов, потому что наша ревизия сопровождалась «фотосессией» продуктов и показателей на весах. Кстати, если вы решите провести такой же эксперимент, но сотрудники магазина, как это часто бывает, начнут указывать на то, что ваши действия незаконны и требовать прекратить фотографировать, - не слушайте. Вы имеете право зафиксировать нарушения магазина.

Мария АЛЕКСЕЕВА.
Анастасия РЫНДЫЧ.
Фото
Марии АЛЕКСЕЕВОЙ.