Россия перед рывком

29 Ноябрь 2018 765
Владимир Константинов считает: жители Крыма надёжно защищены.
Владимир Константинов считает: жители Крыма надёжно защищены. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

(Окончание)

- Нам ещё беженцев, возможно, придётся принимать с Украины. Ситуация там ухудшается, а в случае обострения люди ведь побегут. Готов к этому Крым?

- Вот к этому, действительно, нужно готовиться. Для нас это самое плохое, что может произойти. Это же наши люди. У нас общая культура и менталитет. Президент совершенно правильно говорит, что мы один народ. Поэтому мы не можем быть равнодушны к их бедам. И если к нам хлынет поток беженцев, это создаст свои трудности, которые нам, конечно, придётся преодолевать.

- А насколько Крым готов к этому сейчас?

- У нас сегодня нет в бюджете статьи «на беженцев», мы решаем свои первостепенные задачи. Но поскольку на Украине замаячил в перспективе новый майдан, внимательно следим за ситуацией. И если потребуется, будем в координации с федеральными властями отрабатывать вопросы, которые возникнут.

- Россию часто упрекают в отсутствии внятной стратегии на постсоветском пространстве и в частности на Украине…

- Нас много в чём упрекают. Знаете, какая стратегия у тех, кто остался на Украине? У меня там много знакомых. Так вот они когда звонят, жалуются на своих нацистов, интересуются, как у нас тут дела, а потом обязательно спрашивают: «Когда вы нас захватите?». Сидят дома и думают, что однажды проснутся и увидят, что все их проблемы решены и делать ничего не надо. Это украинский менталитет в чистом виде. Но проблему-то решать, действительно, придётся. Лично я, начиная с 2014 года, говорил и говорю на всех уровнях - вы от Украины не отмахнётесь. Некоторые политологи, когда мы собирали «круглый стол» в Москве, предлагали вообще отгородиться от соседей и забыть на время об их существовании. Потому что, мол, это никакой не дружественный нам народ. А я у них спросил тогда - вы знаете семьи, в которых один из трёх братьев сидит в тюрьме? Никто же не делает вид, что этого брата вообще нет. Даже если он совершил преступление и осуждён. Да, им не гордятся, но от него и не отказываются. Так и с Украиной. Мы никуда от неё не денемся. И если мы хотим стать по-настоящему великой страной, нам придётся брать Украину под своё управление. Я говорю не о лишении суверенитета, а о включении в свою орбиту. Согласен, что нужна стратегия - жёсткая, хорошо продуманная, последовательная. И не нужно этого стесняться. Американцы же ничего не стесняются, когда речь идёт об их интересах.
А постсоветское пространство, в первую очередь, Украина - это зона исконных интересов России.

- Вернёмся к внутренней политике. Что изменилось после расширенного заседания президиума Госсовета России, проходившего в Крыму в новом формате? Заданы ли какие-то новые задачи? Вас там не было, но вы наверняка в курсе всего, что там происходило, включая «непубличную часть» мероприятия. Каких изменений нам теперь ждать?

- Я исхожу из того, что главные магистральные задачи поставлены президентом в Обращении к Федеральному Собранию. Оно было публичным, а сами задачи поставлены чётко и понятно. Консультации и своего рода мозговой штурм проводились в рамках подготовки к реализации этих задач. Задачи, как вы знаете, поставлены очень непростые. Но это вызовы времени, и мы должны на них отвечать. Что поменяли формат обсуждения - это вопрос технический, процедурный. А фундаментальная задача, которая стоит перед всей страной, - изменение самой структуры экономики. Это легко сказать, но очень сложно сделать. Мало того, что нужно найти те силы, которые станут локомотивом изменений, нужно ещё для этих сил расчистить дорогу. Однако все понимают, что та конструкция, которая была хороша в прежние годы, сегодня себя уже исчерпала.
И сейчас идёт очень непростой процесс выработки стратегии запуска совершенно новой конструкции. Мы не так давно в России, может быть, плохо знаем те процессы, которые имели место в недавнем прошлом, но зато у нас свежий, не замыленный взгляд, позволяющий видеть, что можно и нужно сделать для выполнения задач, поставленных президентом. Вот на примере Крыма легко увидеть, как всё выстроено: по принципу «дай». Приезжаем в регион, слышим: «Нам нужен клуб». Да, нужен, записываем. «Нужен ФАП». Да, правильно. Записываем. Никто ещё ни разу не сказал: «Вот мы можем там-то и там-то заработать деньги, привлечь дополнительные средства. Но для этого давайте сделаем то-то и то-то». Вся система управления сегодня выстроена так - на распределении средств сверху вниз. Это очень плохо. Лучшим руководителем считается лучший лоббист. Тот, кто сумел выпросить, выбить. Если эту систему не поменять, настоящего рывка мы не совершим. Чтобы было понятнее: все хотят более высоких зарплат, но откуда им взяться, если производительность труда не меняется? А без повышения производительности труда любое повышение зарплаты тут же съест инфляция. И это я всего один наглядный пример привёл тех качественных изменений, которые нам сегодня необходимы.

- А это вообще возможно?

- Посмотрите, какие геополитические вызовы перед нами возникают. У меня складывается впечатление, что и Запад, наконец, понял, что Россия находится на грани такого качественного рывка вперёд. И если сейчас наши элиты соберутся и смогут выработать единую стратегию управления, Россия очень быстро может выйти в передовые страны. Именно поэтому «партнёры» так всполошились и хором заголосили о «сдерживании». Они успокаивают себя тем, что хотя у России есть оружие, но в экономике у нас до сих пор остаются большие бреши, мы по многим направлениям отстаём от них технологически и потому не можем пока серьёзно конкурировать. А нам нужно эти бреши закрыть и становиться тем, кем мы и должны быть, - великой страной. Это непростая задача, но она вполне осуществима. Просто придётся потрудиться на совесть.

Николай ФИЛИППОВ.