Посиделки

15 Ноябрь 2018 1380
Юрий Лаптев и его картины. Фото Александра кадникова.
Юрий Лаптев и его картины. Фото Александра кадникова.

Рубрику ведёт архимандрит Нестор (Николай Доненко)

Подвиги духовные

Наши постоянные читатели на протяжении многих лет задавали вопросы и получали ответы протоиерея Николая Доненко. В новом высоком сане, с новым именем Нестор, назначенный епископом Ялтинским, викарием Симферопольской и Крымской епархии, он продолжает сотрудничество с газетой. Готов избавить нас от неведения, разрешить сомнения, мешающие приблизиться к Богу. Сегодня он расскажет о человеке, заслужившем своим самоотверженным служением Отцу нашему - Спасителю и людям жизнь вечную и немеркнущую память о земных подвигах.

2 декабря празднуется память священномученика Порфирия (Гулевича), епископа Симферопольского и Крымского, почившего в 1937 году.
Священномученик Порфирий был переведён на Крымскую кафедру 11 сентября 1931 года. Это было сложное время разгула безбожников и «обновленцев». Духовный отец своими проповедями помогал разобраться в происходящем, поддерживал силу духа и веры в возлюбленных чадах своих, соединяясь с ними в молитве пред Горним престолом. Святитель много раз подвергался арестам и гонениям, стойко перенося бескровное мученичество.
9 октября 1936 года владыка был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и после четырёхмесячного пребывания в симферопольской тюрьме сослан в Казахстан, на станцию Уш-Тоб. Предъявленное ему 20 ноября 1937 новое обвинение он отверг и был приговорён к высшей мере наказания. 2 декабря его расстреляли.
Вместе со священномучеником Порфирием были арестованы лучшие священно­служители Крымской епархии, его ближайшие сподвижники. Имена их занесены на скрижали Православия. В их честь установлен Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской - День памяти о принявших мученическую кончину за Христа  или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917 года.
Собор новомучеников Российских - это не что иное, как смысловая и духовная скрепа, сохраняющая вопреки всему русский мир целостным. Для русской и восточно-христианской цивилизации это краеугольный камень, то, что помогает нам понять смысл бытия, ощутить и осмыслить своё предназначение, вернуться к незамутнённым источникам нашего духовного и национального жития, устремить свои ум и сердце ко Христу и Его Святой Церкви.
В Евпаторийском посёлке Заозёрное есть храм, освящённый во имя священномученика Порфирия.
2 декабря Церковь вспоминает также подвиг новомучеников Крымских, каждый из которых заслужил нашего поклонения. Среди них - священномученики Сергий (Зверев) и Никодим (Кротков), преподобномученики Варфоломей (Ратных) и Антоний (Корж), мученики Димитрий Спиридонов и Стефан Наливайко.
Имена всех прозвучат в этот день в храмах на Божественной Литургии.

Рубрику ведёт главврач косметологической клиники Варвара Лабенок

Домашние маски

Подскажите, что можно использовать в домашних условиях, чтобы привести в порядок жирную кожу.

Анна З.
Советский район.

Подсушить жирную кожу можно масками. Возьмите две столовые ложки свежего творога, разотрите их с яичным желтком, добавьте 10-15 капель перекиси водорода. Тщательно перемешайте, чтобы не было комков. Наложите смесь на лицо и шею на 15-20 минут. Смойте прохладной водой.
Для питания жирной кожи маска делается из лимона, столовой ложки растительного масла и столовой ложки натурального мёда. Всё это тщательно перемешивается и втирается тампоном в кожу лица и шеи в два слоя: когда первый подсохнет, нанесите смесь ещё раз и дождитесь полного высыхания. Желательно делать это в положении лёжа.
Маски рекомендуется делать два раза в неделю в течение двух месяцев четырьмя курсами в год.

Дрожжи можно сделать самим?

Слышала, что необходимый в кулинарии продукт можно сделать в домашних условиях. Это правда?

Екатерина Д.
Феодосия.

Самая что ни на есть! И ничего сложного в этом нет. Надо взять стакан муки, развести её стаканом тёплой воды и оставить на пять-шесть часов настояться при комнатной температуре. После этого добавить стакан пива или минеральной воды, поставить на час-полтора в тёплое место. На таких дрожжах можно и пироги печь, и пышные блинчики готовить.

Закулисье в снах и грёзах

Если от увиденного на выставке не остаётся послевкусия, как от хорошего блюда, значит, это прошло мимо твоей души, твоего сердца, не тронув их. И так бывает, увы, часто. Любая экспозиция произведений Юрия Лаптева (на снимке) - это не из скучной «оперы», в которой все голоса сливаются в одну затянувшуюся арию.

Автор приглашает зрителей заглянуть в причудливый мир, где грёзы «сон-рыбы» озарёны «лампой просветления», где опаздывают поезда, а «скорая помощь» приходит вовремя, но в неожиданном виде. Картины на волнующие темы современного быта и безвременного бытия удаляют нас от ставшего привычным созерцания, дают пищу. Её долго ещё будешь «пережёвывать», размышляя над посылами художника всему миру и тебе, конкретному человеку, случайно или намеренно пришедшему посмотреть, чем живёт твой талантливый современник, какие мысли и чувства будоражат его.
Живописные полотна, графические листы, офорты, эскизы и наброски наполнены символами, аллюзиями, отсылающими в разные эпохи, места, и мы оправляемся туда, не покидая родных пределов. Причудливые башни вокзала, кинотеатра «Симферополь» - это не просто знаковые приметы города, а уже нечто мистическое, прорастающее из прошлого в будущее, изменчивое, но неизменное.
Философские размышления художника, с интересом наблюдающего за течением времени и его воздействием на действительность, наполнены иронией и юмором, а порой и сарказмом, которые Юрий считает спасительной «соломинкой» в бурном житейском море, благодаря которым можно избежать «сутулой пародии» на человека. Одни картины можно назвать подсознательными рефлексиями, трансформированными и скомбинированными сновидениями. Другие «организованы» из осколков воспоминаний. За некоторой наивностью «реанимированных» детских впечатлений - серьёзные сентенции, вызывающие у каждого зрителя собственные ассоциации.
После выставки в Хайдельберге немецкие искусствоведы обозначили жанр Юрия Лаптева как «мистический реализм». Сам художник называет то, что делает, рефлексивным реализмом.
- Мои картины - иллюстрация природного начала, способного обуздать техногенную систему и вернуться к естеству, - считает Юрий. - И лучший способ привлечь к этому процессу внимание - иронично показать то, что это очевидно.
Любая выставка - это ещё и встреча. Не только с автором и его творчеством, но и с настоящими ценителями. Интересно было услышать мнение коллег Юрия. Лауреата премии РК Эдуарда Кулиша привлекли офорты - средневековая техника, заниматься которой, как он считает, не что иное, как творческий подвиг: «Надо обладать усидчивостью, способностью скрупулёзно выводить детали. Юрий постоянно совершенствуется.
«Умными» работами, заставляющими сосредоточиваться, вникать, размышлять, назвала картины Юрия главный художник Музыкального театра Злата Цирценс.
На такие выставки возвращаешься не раз, а потом ждёшь следующую, зная, что это будет не повторение пройденного, а отражение нового отрезка жизненного пути.

Знакомьтесь: Гога и Магога

Прочитал «Мёртвые души» Гоголя и не понял смысла слов Собакевича: «Он да ещё и вице-губернатор - это Гога и Магога». О ком это?

Никита Буров.
Евпатория.

Вопрос, конечно, интересный. Полностью фраза, кстати, звучит так: «И лицо разбойничье! - сказал Собакевич. - Дайте ему [губернатору] только нож да выпустите его на большую дорогу - зарежет, за копейку зарежет! Он да ещё вице-губернатор - это Гога и Магога». А персонажи эти упоминаются не только Гоголем.
«Мёртвые души» - не единственное произведение с загадочными именами.
У Алексея Писемского в «Лешем» читаем: « Вон катит, полюбуйтесь, какой гог-магог, - заключил исправник, указывая глазами на идущего управителя». А вот из романа-хроники Николая Лескова: «…они готовятся насладиться стычкой Гога с Магогом - Туберозова с Термосесовым!..». В популярных в древней Руси сказаниях об Александре Македонском Гога и Магога упоминаются как цари «нечестивых народов».
Не обошлось без них и в зарубежной литературе: название «Гог и Магог» дали своим романам один из крупнейших мыслителей XX века философ-экзистенциалист Мартин Бубер и американский писатель Винсент Шин. Разные интерпретации получили эти персонажи в мистической литературе. Но всегда, как нечто ужасающее, внушающее неодолимый страх.
 Среди первоисточников в толковании выражения «Гог-Магог» - Библия, где в Книге пророка Иезикииля и в Откровениях святого Иоанна Богослова (Апокалипсис) Гог упоминается как свирепый царь, а Магог - его царство и народ, дикий и жестокий.
В эсхатологии (системе религиозных представлений о конце света, искуплении и загробной жизни) христианства, иудаизма и ислама Гог и Магог - это воинственные антагонисты «народа Божьего», которые придут «в последние времена» с севера или других окраин населённого мира».
В словаре Ефремовой значение понятия «гог-магог» расширяется: не только тот, кто внушает ужас своей свирепостью, но и тот, кто влиятелен, всесилен, всемогущ.
И в других современных словарях словосочетание Гог и Магог ( Гога и Магога) означает - ужас, страх, кошмар, всё разрушающая сила. Синонимы - важная персона, особа, птица высокого полёта, большая шишка.

Дружим не на словах, а на деле

В фондах народного музея ордена Ленина колхоза «Россия» много ценных свидетельств о жизни разных крымских народов, их обычаях и традициях. Мы часто делаем экспозиции, познакомиться с которыми приезжают крымчане и гости нашего полуострова. Конечно, продолжаем собирать материалы для новых выставок, проводим встречи, на которые приглашаем именитых гостей.

Недавно у нас побывал главный раввин Крыма Йехезкель Лазар, сын главного раввина России Берла Лазара. Знакомство с высокообразованным 25-летним человеком, достигшим столь высокого сана, для молодёжи интересно и поучительно.
Приезд раввина в село был не случайным.
Известно, что до войны на полуострове было два еврейских национальных района - Лариндорфский и Фрайдорфский, около 40 сельских Советов, в том числе Ротендорфский в Тельманском районе. В него входили сёла Ротендорф, Най-Лебен и Нейшпроцунг. Сейчас это Климово, Восход и Чапаево Восходненского сельсовета Красногвардейского района. Школьники еврейских сёл обучались на идиш. На нём, кстати, могли изъясняться и многие русские, как и жившие много лет рядом с крымскими татарами свободно общались с ними на их родном языке.
В нашем музее много документов о еврейских колхозах, одна из экспозиций наглядно рассказывает о былой жизни в них. Об этом же повествуют подаренные нам авторами книги Владимира Брошевана, Александра Глубочанского, Абрама Кагана. Книга «Евреи-колхозники» Анатолия Гендина, пригласившего меня в соавторы. Много интересного и поучительного можно почерпнуть из газет «Шолэм», уникальных документов, которые мы бережно храним.
Мраморные памятные плиты в парке села Восход напоминают о жертвах Холокоста и погибших в 1944 году при освобождении Крыма от фашистских захватчиков.
Нам было что показать, о чём рассказать гостю. Йехезкель Лазар признался, что узнал много нового о жизни переселенцев-евреев в 1925-1930-е годы, их судьбах. Поблагодарил за сохранение памяти. Отметил, что, к сожалению, в других бывших еврейских национальных районах и сельских советах нет ничего подобного. А ведь именно такое отношение воспитывает взаимопонимание между людьми разных нацио­нальностей, предки которых рука об руку трудились, плечом к плечу защищали землю от захватчиков, вносили и вносят вклад в процветание нашего многонационального полуострова.
Главный крымский раввин признался, что знакомство с работой музея поможет ему оживить жизнь общин и осуществить главную цель - создать духовный еврейский центр. Выразил надежду на тесное сотрудничество с музеем, с жителями села, которые так бережно относятся к истории своей малой Родины.
Мы договорились о совместной работе по организации экскурсий для крымчан и гостей полуострова в наше село и в музей.

Николай ГОТОВЧИКОВ.
Фото автора.
Красногвардейский р-н,
село Восход.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.