«Простите за просьбу о помощи»

Пьющие родственники - путь на улицу

14 Сентябрь 2018 1673
С такой просьбой, написанной своей рукой, бабушка стоит у супермаркета. Могла бы попросить Бога избавить от родственников - нелюдей.
С такой просьбой, написанной своей рукой, бабушка стоит у супермаркета. Могла бы попросить Бога избавить от родственников - нелюдей.

В каждом городе есть бабушки, которые просят помощи. Из-за того, что для многих это настоящий бизнес, мы всё чаще проходим мимо них. Задавать вопросы бесполезно - вам расскажут страшную историю с такими подробностями, что вы захотите снять с себя последнее, лишь бы помочь. И зачастую это враньё. Но бывают исключения.

Лидия Ивановна опрятно одета, на ней белая косынка. Такие бабушки обычно стоят возле церквей и молча, едва шевеля губами, о чём-то своём разговаривают с Богом. Но эта пенсионерка стоит не у церкви, а возле одного из торговых центров Севастополя на проспекте Победы. Через дорогу от неё - детский городок. Там мальчишки и девчонки веселятся, играют, радуются жизни и даже не подозревают, сколько проблем их ждёт в жизни. Эта бабушка знает, как непросто бывает пережить несколько эпох и не сломаться. Она родилась в 1929 году, пережила советскую власть, перестройку, пытается выжить в эпоху беспощадного капитализма. Удаётся ей это с трудом.
- Она стоит здесь редко, если дают деньги, то их потом может забрать внук, - поясняет Анастасия, руководитель движения «Сердце Севастополя». - Он - инвалид, но пьёт. Бабушка его обстирывает, убирает, готовит.
История стара, как мир. Не только в этой семье появился великовозрастный страдалец, который предпочитает закидывать одну рюмку за другой вместо того, чтобы работать или хотя бы не изводить родственников. Дочери у бабушки тоже частенько пьют, поэтому рассчитывать на них не приходится. Чтобы не отобрали потом деньги, она от них отказывается. Просит только сходить в аптеку супермаркета, где можно купить лекарства. Список небольшой, стоят недорого, но для Лидии Ивановны это не копейки, а деньги. Более того, возможность чувствовать себя более-менее нормально в её преклонном возрасте.
- Человек войну прошёл, всю жизнь работал на заводе, многое пережил, - рассказывают о бабушке в волонтёрском движении. - Муж у неё умер в 1974 году, помощи ждать неоткуда. Продукты она тоже не покупает, потому что дома всё отберут, иногда только на сок соглашается. Можно купить ей еду в отделе готового питания, например, кашу, котлету или салат.
Привезти бабушке макароны или гречку - не решение проблемы. Во-первых, ей физически тяжело дотащить всё это до дома, во-вторых, там еду могут отобрать родственники. Реальная помощь - купить лекарства или готовую еду. Её она ест за углом супермаркета, прячась от стыда. Это поколение не привыкло просить, их учили делать, добиваться, идти вперёд. Их не учили тому, что в таком преклонном возрасте придётся стоять с протянутой рукой.
- Представляете, сколько таких людей, о которых вы не знаете? Историю этой бабушки я знаю ещё с украинских времён, она даже жалеет родственников, не рассказывает особо о том, как они себя ведут, - добавляет Анастасия. - И таких много. Голодные, больные, холодные, отчаявшиеся, пьяные, обколотые, беременные. О них невозможно не думать.
Что ждёт Лидию Ивановну, скорее всего, известно. Она будет также просить купить ей лекарства и радоваться любой еде. В белой рубашке, в белой косынке, от стыда потупив глаза в пол. И никому из её родственников нет дела до того, что бабушка выживает.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.