Обычные - на утренник, необычные - по домам

19 Август 2018 896
Для некоторых детей вход на праздники закрыт.
Для некоторых детей вход на праздники закрыт.

В Ялте девочку-аутиста выгнали из садика, чтобы она не мешала проводить праздник. Эта версия мамы ребёнка, которая решила бороться с таким отношением к детям-аутистам при помощи СМИ в том числе. В госучреждении заявляют, что девочка пришла с насморком, её отправили домой по медицинским показаниям.

История произошла в День города Ялты, 10 августа.
В детском саду воспитатели и руководство учреждения решили устроить праздник. Однако маленькая Женя на него не попала - её отправили домой, сославшись на то, что у ребёнка простуда. Четырёхлетняя девочка чувствовала себя хорошо, поэтому мама решила показать её участковому врачу. Тот выдал справку, в котором чёрным по белому и даже разборчиво написано - Женя здорова. Причина, по которой её не пустили на праздник, возможно, кроется в другом. Маленькая жительница Ялты - аутист. Как говорит мама другого ребёнка, таких детей раньше держали дома, об их существовании никто не знал, поэтому ни общество, ни педагоги до конца не готовы принимать и понимать.
- Когда учат будущих воспитателей, им не рассказывают об аутистах. В дефектологии и коррекционной педагогике очень мало об этих детях, и информация настолько устарела, что даже стыдно за отечественную педагогику. Всё это пустые фразы, которые не дают ни малейшего представления, что делать с аутистами на практике, - поясняет Виктория Островская, мама ребёнка-аутиста, педагог. - Если говорить о Ялте, то тяжело давать комментарии, не зная детали изнутри. Я предполагаю, что педагоги действительно пытались избавиться от такого ребёнка. Возможно, ситуация была сложной давно. Педагог и мама повели себя конфликтно, они не решали проблему, не пытались прийти к обоюдно удобному решению.
По словам Виктории, такие случаи не исчезнут, пока в вузах не начнут готовить соответствующих педагогов, пока воспитателей и учителей не перестанут учить по книгам, написанным в 60-е годы прошлого века. Что касается девочки, то она могла бы ходить в сад в сопровождении тьютора, что значительно помогло бы воспитателю. Это человек, который, по сути, всегда находится рядом с особенным ребёнком. Он знает, как объяснить малышу что нужно делать, как реагировать на обращения к нему, и главное - помогает адаптироваться в обществе незнакомых взрослых и детей. Без такого сопровождения ребёнку, который испытывает основные трудности именно в сфере взаимодействия и общения, крайне сложно. Если тьютора рядом с девочкой не было, возможно, она не такая сложная, как хотят преподнести это педагоги детского сада.
Дети-аутисты действительно отличаются от своих сверстников. Сначала родители замечают, что сын или дочь не интересуются окружающими людьми, ведут себя так, как будто ничего не слышат, устраивают постоянно истерики, и в целом сильно отличаются от своих нормотипичных сверстников. Начинаются визиты к врачам, некоторые обвиняют родственников в плохих генах или вовсе считают, что их сглазили. Постановка диагноза - ещё одна проблема. В Крыму, да и в России в целом мало кто готов быстро и точно определить проблему. Ребёнка водят по врачам до 4-х лет, только после исполнения которых врач - психиатр имеет право поставить ребёнку такой диагноз. А драгоценное время упущено, и состояние ребенка изо дня в день ухудшается. Аутисты плохо переносят смену обстановки, чужих людей, тяжело реагируют на всё новое. К общим симптомам этого недуга можно отнести следующие: ребёнок не реагирует на своё имя, не интересуется другими детьми, он мало или плохо говорит, или вообще не говорит, игры его однообразны, в поведении присутствуют стереотипии, т.е. однотипные повторяющиеся движения, например, прыжки, взмахи руками, кружение на месте.
- У меня была такая ситуация, когда моему ребёнку было четыре года, он ходил в детский сад без тьютора. В плане адаптации и самообслуживания он был вполне адекватен, но плохо понимал речь и не разговаривал. Перед осенним утренником воспитатель мне сказала: «Не приводи его», но мы всё равно пришли. На утреннике мой ребёнок вёл себя не хуже обычных детей, а вот как раз обычные дети плакали и постоянно отвлекали на себя его внимание. После этого воспитатель задумалась, - добавляет Виктория Островская.
Прокуратура уже начала проверку инцидента в детском саду Ялты. Однако это не решит проблему в целом. О трудностях жизни таких детей и их семей, об отношении к ним в Крыму и в России мы расскажем в одном из номеров «Крымской правды».

Валентина ВАСИЛЬЕВА.