Когда в товарищах согласье есть
Непреложная истина: есть согласье - есть дело. Её в очередной раз подтвердило событие, привлёкшее внимание не только художников, любителей изобразительного искусства, но и широкой общественности - выставка памяти выдающегося крымского искусствоведа Рудольфа Подуфалого, вернувшаяся в стены Симферопольского художественного музея, служению в котором он отдал 42 года.
Как научный руководитель главного крымского музея Рудольф Трофимович к 90 годам прошлого века сформировал особый подход к творчеству художников прошлого и настоящего, для которых наш полуостров стал огромной мастерской. Лучшие работы наших современников дополнили коллекцию классиков, придав ей неповторимые черты. По инициативе Подуфалого был создан зал крымского искусства, экспозиция которого начиналась с шедевров Ивана Айвазовского, Константина Богаевского, Максимилиана Волошина, Николая Самокиша, Николая Барсамова, знакомила с произведениями более позднего периода, созданными Степаном Мамчичем, Юрием Волковым, Фёдором Захаровым, Валентином Бернадских, Петром Столяренко, Виктором Апановичем, Николаем Бортниковым, Яковом Басовым, Олегом Грачёвым. Не менее достойными мастерами наших дней, среди которых - Лев Балкинд, Николай Дудченко, Валерий Голынский, Татьяна Дыманова-Голынская, Елена Молчанова, Александр Кропко, Рамазан Усеинов. Это была динамичная часть зала, периодически обновляющаяся, пополняющаяся подарками мастеров искусства родному музею, землякам, своеобразный отклик на веяние времени. Классика и современность существовали в полной гармонии.
После ухода из жизни признанного специалиста по истории и теории искусств возникла чёрная дыра не только в художественной критике, но и в музейном деле. Связь времён прервалась. В музее не нашлось места ни крымским художникам, ни выставкам памяти выдающегося искусствоведа, которые начали проводиться десять лет назад по инициативе Ассоциации заповедников и музеев Крыма, и находили приют то в Центральном музее Тавриды, то в выставочном зале Союза художников. Проходили они всегда с неизменным успехом. И прежде всего потому, что в основе экспозиций заложены идеи и принципы Рудольфа Подуфалого - сохранение и развитие крымского искусства.
Вернисаж, посвящённый 80-летию Рудольфа Трофимовича в восстановленном в прошлом году зале крымского искусства, собрал представителей художественного сообщества республики, среди которых были официальные лица.
Председатель Комитета по культуре и вопросам охраны культурного наследия Госсовета республики Нина Пермякова отметила:
- Символично, что вернисаж проходит на фоне лучших произведений мастеров крымской школы. Обновлённый зал даёт возможность оценить уровень и классиков, и современников. Честь и хвала за это директору музея Андрею Антоновичу и его заместителю по научной и выставочной работе, искусствоведу Светлане Глазуновой.
Впечатляющую размахом, разнообразием техник, жанров и тем экспозицию работ 80 авторов украсили живописные и графические портреты юбиляра, его фотографии и статьи, выполненные им этюды.
- Мы храним память о замечательном человеке, специалисте высокого уровня, - сказал Андрей Антонович. - Продолжаем его инициативы: искусствоведческие чтения, дискуссионный клуб, выставки одной картины. И, конечно, проект, выдержавший испытание временем, - биеннале крымской камерной акварели, за который в прошлом году коллектив музея удостоен диплома лауреата республиканского конкурса.
С одобрением восприняли художники, почитатели их таланта и представители общественности предложение председателя РО Союза художников России создать виртуальный музей современного крымского искусства и назвать его именем Рудольфа Подуфалого.
Экскурсии по музею теперь завершаются в Крымском зале, придавшем ему неповторимый колорит. И этот зал - дань памяти искусствоведу, равных которому пока нет в Крыму.
Выставку «Подарок искусствоведу» можно увидеть до 6 марта.