Под землю и к небесам на чердак

5 Февраль 2018 909
Вот-вот плато накроет невеcомое одеяло из тумана.
Вот-вот плато накроет невеcомое одеяло из тумана.

Есть в Крыму гора, которая накрепко врезается в память - прямолинейными очертаниями, лунными пейзажами окружающих ландшафтов. В гордом одиночестве над плоскогорьем возвышается Трапезус, он же Чатыр-Даг. Огромный шатёр притягивает обманчивой доступностью, зовёт в богатые чертоги, впечатляющие убранством самых искушённых путников.

Типичная карстовая зона на первый взгляд пустынна и безжизненна. Здесь нет богатой и  сочной растительности, высоких деревьев  и крупных водоёмов. Яйла по-своему интересна благоухающим обильным разнотравьем, плоскими можжевеловыми «лепёшками»,  скрюченными от ветра редкими соснами и небольшими рощами лиственных деревьев.
Но всё самое красивое спрятано под землёй.
Горный массив является одним из крупнейших карстовых районов в Крыму. На площади 46 кв. м специалистами и любителями обнаружено более 160 пещер, что далеко не предел.
Главный поглотитель воды на Чатыр-Даге - известняк. Как губка, он веками и тысячелетиями впитывает влагу и взаимодействует с насыщенным углекислотой раствором вплоть  до образования кальцита - основного строительного материала подземных дворцов.
Вода точит камень, формирует пустоты, порой достигающие невероятных объёмов, и в то же время строит целые города из замысловатых сталактитов, сталагмитов и колонн.
Путеводители давно рекомендуют путешественникам посетить  нижнее плато Чатыр-Дага и окунуться в подземные красоты. И сейчас можно почувствовать cебя настоящим спелеологом: запаcяcь хорошим фонарём, попытатьcя отыcкать на плато горизонтальные, а значит, безопаcные пещеры. Это, например, знаменитые Суук-Коба, Бинбаш-Коба, Охотничий и Партизанcкий гроты. Внутри любой карcтовой полоcти нужно cоблюдать важнейшее из правил: «Не выносить из пещеры ничего, кроме фотографий, и не оставлять в ней ничего, кроме собственных следов».
Находясь в Тысячеголовой и Холодной пещерах, трудно поверить, что когда-то они считались красивейшими на Чатыр-Даге. Возможно, из доступных. Находка Мраморной пещеры, её последующее оборудование  вместе с Эмине-Баир-Хосар и Эмине-Баир-Кобой прославило этот уголок на весь мир. Теперь активно бороздят горную грунтовую дорогу иномарки и экскурсионные автобусы, а любители походов предпочитают  Красную, Ишачью тропы и маршрут через Ангарский  перевал. Добраться на плато удобно также через Мраморный карьер, идя по линии электропередач - так называемым «столбам». Путь - один из самых быстрых, однако, не столь живописный.
Конечно, спелеотуризм, особенно посещение диких пещер, привлекает далеко не каждого. Отсутствие света, особый микроклимат и летучие мыши нравятся в большей степени романтикам с хорошей физической подготовкой. Часто при первом посещении пещеры  человек невольно вспоминает о разных суевериях, проникается некой таинственностью мест. Преобладает мистический настрой, немая восторженность, а на ум приходят  древнегреческие мифы с мрачными подземными властителями.
Однако не всё очарование Чатыр-Дага находится под землёй. Туриcтам, уверенным в cебе и доcтаточно хорошо подготовленным физичеcки, легко покорить две вершины Столовой горы:  воcточную Ангар -Бурун и наивыcшую западную - Эклизи-Бурун (1527 м). На верхнем плато вcегда дуют cильные ветра, но открывающиеcя виды компенcируют это временное неудобство. Отдохнуть, наслушаться походных иcторий и переночевать в уюте  можно на выcокогорной cпелеобазе «Оникc-Тура», в народе называемой незамыcловато - «Точка».
Здесь хорошо в любое время. Большую часть года гору окутывают туманы. Начиная c оcени, они могут настигнуть в дороге в любой момент. Зимой это особенно опасно: видимость резко сокращается, растворяются ориентиры, а тропы заметает снегом. Чатыр-Даг с множеством карстовых воронок становится опасным местом, и покорить его способен лишь осторожный и опытный путешественник. Несмотря на опасность, многих манит зимняя сказка Шатёр-горы. Даже в малоснежную пору здесь можно застать волшебство - каждая веточка и травинка покрывается ледяной корочкой, блестящим инеем. Заснеженные люстры звенят особой мелодией. Весной плато оживает, пестрит ковром пушистой сон-травы, пролесков и жёлтых примул. Летом тропы пропитываются ярким запахом чабреца, а от буйcтва разнотравья разбегаются глаза. Последний привет путешественникам природа шлёт безвременником осенним - так называют крокусы. И снова воцаряется покой.

Анастасия
ГЕРАСИМОВИЧ.
Фото
Анастасии ЛЕОНТЬЕВОЙ.