«Единый билет» и русское авось

6 Сентябрь 2018 473

Нам, крымчанам, зачастую кажется, что любой среднестатистический россиянин так или иначе желает провести свой отпуск именно в Крыму. Здесь - жаркое солнце, обустроенные пляжи, шикарная природа и море. А главное, всё это своё, родное и нет никакой нужды лететь в пресловутую Турцию или Таиланд. Вот только есть одно «но»: добраться до заграничного курорта проще и зачастую дешевле, чем до Крыма. Почему так? Загадка. Однако как факт приходится признать, что за четыре года нам так и не удалось создать отлаженную и эффективную логистику с материковой частью России. Отдыхающие, приехавшие в Крым по так называемому «единому билету», знают об этом не понаслышке.

Как безалаберность перевозчиков портит впечатление о Крыме

Сперва небольшая предыстория. В 2014 году, когда с логистикой в Крыму всё было очень плохо, правительство России распорядилось создать транспортную схему, которая позволила бы рядовым россиянам без труда приезжать на отдых в Крым. Так появился «Единый билет» - проездной документ, в который была включена стоимость поездки на поезде от ближайшей железнодорожной станции до Анапы или Краснодара, стоимость проезда в рейсовом автобусе до Симферополя и стоимость паромной переправы. В теории это избавляло путешественника от необходимости планировать поездку, бронировать билеты и испытывать всяческие стрессы при пересадках с одного вида транспорта на другой.
О том, что на практике с «единым билетом» всё не так гладко, нам рассказал наш подписчик Артемий Бузни. Некоторое время назад он провожал брата, отправлявшегося в Москву после отдыха в санатории «Мисхор». В надежде продлить отдых в путешествии и воочию увидеть Крымский мост, брат нашего читателя, отбросив идею возвращаться на материк самолётом, заранее приобрёл «единый билет» и, как выяснилось позже, незабываемый негативный опыт.
«Перед отъездом возник вопрос о пункте отправления автобуса. В отвечающем на все вопросы интернете не без труда, но удалось найти информацию о том, что по «единому билету» автобус отправляется в Симферополе с площади напротив здания железнодорожного вокзала возле троллейбусной остановки. Но, как говорится, не верь глазам своим. Решили уточнить в справочной службе. Я поинтересовался в справочном бюро автовокзала, где раздражённо ответили, что автовокзал к «единому билету» никакого отношения не имеет и откуда что отправляется, не знают. В справочном ж/д вокзала пояснили, что отправка автобусов осуществляется всё же с территории автовокзала.
Странным оказалось, что дежурные по автовокзалу не смогли вразумительно ответить, откуда же отправляются автобусы по «единому билету». Но «ищущий да обрящет»: увидели и мы на площадке сбоку автовокзала на столбе табличку, указывающую место прибытия и отправки автобусов по «единому билету». Людей скопилось вдоль ограды у этого места довольно много. Как оказалось, все на разные рейсы, в разных направлениях, и все не знают, когда и чем уедут. А день, скажу я вам, был типичный для этого лета, весьма жаркий. На небе ни облачка, а на площадке ни намёка на тень. Стоять под палящим солнцем было совсем некомфортно, особенно тем, кто с детьми, или людям весьма почтенного возраста. Но нужно было быть настороже и стоять, чтобы не упустить информацию о том, к какому автобусу нужно поспешить, чтобы втиснуться в него и успеть занять место, поскольку в билетах оно не обозначено. По площадке ходил диспетчер, довольно молодой человек с исламской бородкой и с висящим на шее мегафоном. Можно только удивляться его выдержке при сыпавшихся на него возмущённых возгласах о приближающемся времени отъезда, о невозможности стоять на жаре, о требованиях какой-либо определённости. Водители стоявших автобусов отвечали; «ждите, объявят, идите туда» и кивали головой в неопределённом направлении. Не вежливо, конечно, но, оказалось, что они сами не знают, на какой рейс их назначат.
Вот по вокзальному репродуктору за пять минут до обозначенного в билетах времени отправки объявили о посадке на рейс. Народ с чемоданами, баулами, рюкзаками кинулся к автобусу, облепив его со стороны входных дверей, но входить не разрешалось. Тщетно просили водителя пустить хотя бы детей, чтобы не жарились на солнце. Почтенная женщина с палкой в руке спросила, успеет ли она сходить в туалет, не уедут ли без неё. Водитель уверенно сказал, что, конечно, успеет. И действительно успела до отправления автобуса, только вот мест свободных уже не было. Не хватило мест молодой паре с двумя детьми. У них была совесть, чтобы не отталкивать других, держа детей на руках. У других этого «богатства» не было, зато им удалось занять места. Не оказалось мест и у тех, кто сначала сдавал вещи в багажник, а потом шёл в автобус. Пришлось вынимать уже заставленные другими чемоданами свои вещи. Хорошо ещё, если свои (при наличии совести). Наконец, разместились. Оказавшимся без мест предложили ждать другой автобус. Прошло уже 15 минут после назначенного времени отправки, а водитель с диспетчером невозмутимо стоят перед автобусом и курят. Отправили автобус через полчаса.
Тут нужно сказать несколько слов о самом автобусе. Иностранный, большой, с высокими (не открывающимися) затонированными окнами, с мягкими, удобными креслами. Только вот кондиционер не работал. Продувка осуществлялась при езде через один открытый вверху люк. Струя воздуха из люка прежде всего ударяла в нескольких сидящих под нею пассажиров, обещая им как минимум простуду, которая, впрочем, до посадки на поезд проявиться не успеет и винить кого-то будет поздно.
Хотя проблема возникла и другая: нужно было именно успеть к отправлению поезда.
А это удалось не всем, поскольку через полтора часа езды мотор заглох и автобус замер на трассе. Вышла из строя какая-то деталь. То есть автобус перед отправкой не был соответствующим образом подготовлен. Это уже на грани преступления. Водитель невозмутимо отвечал, что если бы ему дали денег, он бы купил новый автобус, но не дают, и он ответственности не несёт. А кто несёт?
Вспомним про табличку с указанием места посадки на автобусы по «единому билету». В ней указано: «Организация перевозки автомобильным и морским транспортом АНО «Единая транспортная дирекция» и даны телефоны «горячей линии» и координатора и АНО «ЕТД», а также ОАО «РЖД».
К этой табличке мне пришлось приехать, когда брат, ехавший в том несчастном автобусе (кстати, уехавший потому, что, пока он сдавал багаж, я занял ему место в автобусе), сообщил мне по телефону, что уже час стоят на трассе без движения. Прозвонил я координатору и услышал резко выраженную переадресовку на телефон «горячей линии». Словом, через три часа привезли инвалидному автобусу нужную деталь. С четырёхчасовым опозданием автобус прибыл в Анапу. Моему брату оставалось до отправления поезда полчаса. Другие пассажиры не попали на свой рейс.
Что ж, как говорится, бывает. Но ведь часто. Я пронаблюдал за отправлением нескольких рейсов. Все отправлялись с опозданием на 20-30 минут. Об этом не однажды писала «Крымская правда». А воз и ныне там. Так, может, нужно образумить организаторов «единого билета»? Разве нельзя пассажирам на автовокзале предварительно раздавать посадочные талоны на автобус с указанием мест? Разве нельзя побеспокоиться об элементарных условиях для ожидающих, чтобы не горели на солнце или не мокли под дождём? Разве допустимо отправлять в рейс неисправный автобус, в котором при этом люди страдают от духоты или возможности простудиться?
И ведь это не только на Симферопольском автовокзале. Люди остались без места в автобусе, приобретшие «единый билет» из Евпатории. Они приехали маршруткой в Симферополь в напрасной надежде на удачу. Более часа стояла группа пассажиров, приехавшая из Анапы, в ожидании автобуса в Севастополь.
С каким же настроением уезжают из Крыма отдыхающие после таких встреч и проводов, приедут ли сюда ещё раз? Заботит ли это организаторов «единого билета», или они намеренно вредят Крыму, рекламируя с нечистой совестью грязные услуги?», - завершает Артемий Николаевич своё письмо риторическими вопросами.
В автономной некоммерческой организации «Единая транспортная дирекция», отвечающей за всё, что связано с «единым билетом», заверили, что о проблеме знают. Они, как нам пояснили, возникли в связи с массовым отъездом отдыхающих из Крыма.
- Есть некоторые сложности с отправкой, которые иногда приводят к задержке прибытия автобусов на ж/д вокзалы Анапы и Краснодара. Поэтому, чтобы избежать возможных недоразумений, мы бы рекомендовали гражданам обратиться в железнодорожные кассы и поменять автобусную часть билета на более раннюю отправку, чтобы даже в случае опоздания прибытия автобуса у вас было время пересесть на железнодорожный транспорт, - пояснили в дирекции.
Там же нам добавили, что можно обратиться к операторам «горячей линии» (88002501804) не позднее, чем за 24 часа до отправления автобуса, чтобы перенести время поездки на более раннее.
Это, конечно, может избавить от излишних стрессов и необходимости догонять уходящий состав, но почему, зная о ежегодном массовом оттоке туристов, не сделать всё по уму? Неужели так сложно нанять на этот период большее количество автобусов и контролёров? Почему люди, заплатившие деньги за «единый билет», должны переживать о том, смогут ли они вернуться домой? Кому нужна такая «услуга»? Вопросы - риторические.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.