Когда в товарищах согласье есть

27 Февраль 2018 721
Светлана Глазунова и Сергей Пушкарёв на открытии.
Светлана Глазунова и Сергей Пушкарёв на открытии.

Непреложная истина: есть согласье - есть дело. Её в очередной раз подтвердило событие, привлёкшее внимание не только художников, любителей изобразительного искусства, но и широкой общественности - выставка памяти выдающегося крымского искусствоведа Рудольфа Подуфалого, вернувшаяся в стены Симферопольского художественного музея, служению в котором он отдал 42 года.

Как научный руководитель главного крымского музея Рудольф Трофимович к 90 годам прошлого века сформировал особый подход к творчеству художников прошлого и настоящего, для которых наш полуостров стал огромной мастерской. Лучшие работы наших современников дополнили коллекцию классиков, придав ей неповторимые черты. По инициативе Подуфалого был создан зал крымского искусства, экспозиция которого начиналась с шедевров Ивана Айвазовского, Константина Богаевского, Максимилиана Волошина, Николая Самокиша, Николая Барсамова, знакомила с произведениями более позднего периода, созданными Степаном Мамчичем, Юрием Волковым, Фёдором Захаровым, Валентином Бернадских, Петром Столяренко, Виктором Апановичем, Николаем Борт­никовым, Яковом Басовым, Олегом Грачёвым. Не менее достойными мастерами наших дней, среди которых - Лев Балкинд, Николай Дудченко, Валерий Голынский, Татьяна Дыманова-Голынская, Елена Молчанова, Александр Кропко, Рамазан Усеинов. Это была динамичная часть зала, периодически обновляющаяся, пополняющаяся подарками мастеров искусства родному музею, землякам, своеобразный отклик на веяние времени. Классика и современность существовали в полной гармонии.
После ухода из жизни признанного специалиста по истории и теории искусств возникла чёрная дыра не только в художественной критике, но и в музейном деле. Связь времён прервалась. В музее не нашлось места ни крымским художникам, ни выставкам памяти выдающегося искусствоведа, которые начали проводиться десять лет назад по инициативе Ассоциации заповедников и музеев Крыма, и находили приют то в Центральном музее Тавриды, то в выставочном зале Союза художников. Проходили они всегда с неизменным успехом. И прежде всего потому, что в основе экспозиций заложены идеи и принципы Рудольфа Подуфалого - сохранение и развитие крымского искусства.
Вернисаж, посвящённый 80-летию Рудольфа Трофимовича в восстановленном в прошлом году зале крымского искусства, собрал представителей художественного сообщества республики, среди которых были официальные лица.
Председатель Комитета по культуре и вопросам охраны культурного наследия Госсовета республики Нина Пермякова отметила:
- Символично, что вернисаж проходит на фоне лучших произведений мастеров крымской школы. Обновлённый зал даёт возможность оценить уровень и классиков, и современников. Честь и хвала за это директору музея Андрею Антоновичу и его заместителю по научной и выставочной работе, искусствоведу Светлане Глазуновой.
Впечатляющую размахом, разнообразием техник, жанров и тем экспозицию работ 80 авторов украсили живописные и графические портреты юбиляра, его фотографии и статьи, выполненные им этюды.
- Мы храним память о замечательном человеке, специалисте высокого уровня, - сказал Андрей Антонович. - Продолжаем его инициативы: искусствоведческие чтения, дискуссионный клуб, выставки одной картины. И, конечно, проект, выдержавший испытание временем, - биеннале крымской камерной акварели, за который в прошлом году коллектив музея удостоен диплома лауреата республиканского конкурса.
 С одобрением восприняли художники, почитатели их таланта и представители общественности предложение председателя РО Союза художников России создать виртуальный музей современного крымского искусства и назвать его именем Рудольфа Подуфалого.
Экскурсии по музею теперь завершаются в Крымском зале, придавшем ему неповторимый колорит. И этот зал - дань памяти искусствоведу, равных которому пока нет в Крыму.
Выставку «Подарок искусствоведу» можно увидеть до 6 марта.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.