Семинарский - Комсомольский

Как наш художник памятник в столице создал

21 Февраль 2018 1404
Обелиск, появившийся в 1957-м.
Обелиск, появившийся в 1957-м.

О том, что памятник Партизанская шапка неподалёку от села Перевальное создан по проекту Эммануила Марковича Грабовецкого, нашего художника, завотделом иллюстраций газеты, в «Крымской правде» знают. А вот то, что памятник в центре Симферополя, в Семинарском сквере, создан довоенным завотделом иллюстраций Александром Николаевичем Глаголевым, к стыду своему, выяснили лишь накануне 100-летия газеты. Тот памятник разрушили фашисты, сейчас иной монумент, но сам сквер существует, недавно в нём окончили реконструкцию.

Сенная площадь

В начале XIX века район губернского Симферополя в пределах нынешних улиц Гоголя, Пушкина, Самокиша и Жуковского назывался Сенной площадью. Здесь торговали сеном, и площадь была частью Большого городского базара, а из строений были лишь немногочисленные приземистые жилые домики. Город рос, Сенную площадь отдали под застройку: в конце мая 1867 года было получено разрешение на учреждение в Симферополе Таврической духовной семинарии, а спустя четыре года - 11 апреля 1871 - подрядчик, мастер Н. А. Масякин, заложил здесь главный корпус, спроектированный губернским архитектором Константином Николаевичем Еремеевым. Семинария открылась 145 лет назад, в том же 1873-м освятили и церковь на втором этаже - во имя трёх Великих вселенских учителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Позже для церкви Трёх Святителей выстроили своё здание, освящённое в сентябре 1903 года, в советское время в нём разместили архив, лишь в конце прошлого века вновь открыли храм. Изменениям подвергалось и здание семинарии: сто лет назад здесь открылся богословский факультет Таврического университета, позже - полевой госпиталь, 9-я средняя городская школа, НИИ телеаппаратуры производственного объединения «Фотон». Сейчас - вновь семинария.
И название скверу, расположенному рядом, вернули несколько лет назад.

Многоимённое место

Впрочем, в народе его всегда чаще называли Семинарским, в советское время ещё Комсомольским, а вот иные шесть названий не прижились. Сад - слово «сквер» в то время не упоминали - появился вместе с семинарией, пустырь Сенной площади засадили деревьями, установили ограду и скамьи с фонарями. В 1912-м здесь появился первый в городе памятник Александру Сергеевичу Пушкину, и сад переименовали в Пушкинский. Через восемь лет на месте памятника поэту появилась братская могила крымчан, казнённых белогвардейцами. Местность вновь начали переименовывать: Сад коммунаров, Сад Союза металлистов, Сад Объединённого рабочего клуба, Профсоюзный, Комсомольский, даже иногда называли сквер обкома ВКП(б) - рядом, в нынешнем здании Центрального музея Тавриды, был обком партии.
Во времена СССР сквер, по воспоминаниям симферопольцев, благоухал розами, после пришёл в упадок, недавно реконструирован: выложили плитку, установили бордюры, лавочки и урны, оградили зелёные зоны и очистили постамент памятника на братской могиле революционеров.

Герои революции

По данным историков, здесь 5 декабря 1920-го, через две недели после окончательного установления на полуострове Советской власти, перезахоронили 66 членов большевистского подполья и красногвардейцев, погибших в Гражданскую войну. Известны имена лишь некоторых. В «Красном Крыму» (так раньше называлась «Крымская правда») за 15 ноября 1935 года читаем статью А. Лукацкого и Л. Гутмановича (орфография сохранена). «5 мая 1920-го в Симферополе рассвирепевшими врангелевскими бандами были зверски замучены члены бюро татарской секции Крымского обкома РКП (б) Амет Мамат Оглы (Рефатов), Мурат Решид Асанов, Асан Сакаев, Абдула Мустафа Болиджиев и 19-летняя комсомолка Евгения Лазаревна Жигалина. На следующий день, 6 мая, белогвардейский военно-полевой суд приговорил к смертной казни группу подпольщиков комсомольцев товарища Воловича (Зиновьев) - 19 лет, Азорского Александра - 19 лет, Ананьева Ивана, Горелик Б. (Кацман), Шполянскую Фаню - 20 лет, Пипенюк Шлема - 18 лет, Старосельского Григория - 19 лет, Александр Леонид - 20 лет и Тишлера Илью. Как только Крым стал советским, пролетарии Симферополя отыскали трупы членов бюро татарской секции обкома РКП(б) и группы комсомольцев. Зверски замученные революционеры, отдавшие свою жизнь делу рабочего класса, борьбе за освобождение Крыма от белогвардейцев, с большими почестями были похоронены 5 декабря 1920 года».
Увы, номера за декабрь 1920-го, где рассказывалось о митинге у братской могилы, не сохранились, но из архивных документов знаем, что выступали там члены Крымского обкома партии Юрий Петрович Гавен и Дмитрий Ильич Ульянов - создатели нашей газеты.

Александр Глаголев

Через десять лет после перезахоронения на братской могиле появилась стела с рельефным изображением коммунара,  с надписью «Павшим в борьбе за советскую власть 1917-1920», фамилиями комсомольцев и членов бюро татарской секции обкома. Назвали памятник «Жертвам Революции», 7 ноября у него всегда проводили митинги.
Автор памятника - наш коллега Александр Николаевич Глаголев, участник Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн. Он родился в 1893 году в Нижнем Новогороде в семье фельдшера и медсестры, окончил Московскую военно-фельдшерскую школу. В Первую мировую спасал раненых, а в Гражданскую сам после ранения эвакуирован в Тверской госпиталь. Там после и остался работать, одновременно будучи единственным в городе художником-карикатуристом в тверском отделении «Окон сатиры РОСТА». Позже работал в «Тверской правде» и «Тверской деревне», а в 1928-м редактор «Красного Крыма» Перегудов пригласил его в Симферополь возглавить иллюстрационный отдел газеты (прежний художник Василий Акуленко переехал в Благовещенск).
В годы Великой Отечественной Александр Николаевич защищал Севастополь, в последние дни обороны раненым попал в плен, бежал из лагеря к партизанам. В 1944-м освобождал Симферополь, гнал врага из страны, освобождал Европу, Победу встретил в Румынии.

Герои Великой Отечественной

В сентябре 1941-го у могилы Коммунаров похоронили погибших в боях на Перекопе генерал-майора бронетанковых войск Семёна Васильевича Борзилова, начальника автобронетанковых войск 51-й армии, и Героя Советского Союза капитана Василия Петровича Трубаченко, заместителя командира 182-го истребительного авиаполка. Известно, что на похоронах последнего был фронтовой корреспондент, поэт Константин Михайлович Симонов, знавший лётчика по Халхин-Голу. Впрочем, по данным донесения Главного управления истребительной авиации ПВО, хранящегося в Центральном архиве Министерства обороны, похоронили его не в Профсоюзном саду, а в Центральном парке (ныне Екатерининский сад).
Через несколько месяцев фашисты, оккупировавшие Симферополь, уничтожили памятник, созданный нашим художником, надругались над могилами героев. После освобождения города в апреле 1944-го в Профсоюзном саду похоронили умершего в госпитале генерал-майора авиации Ивана Петровича Вилина, заместителя командира 214-й штурмовой авиадивизии, чей самолёт был подбит во время атаки на мысе Херсонес. В мае - погибшего командира 3-го партизанского отряда Крыма Георгия Фёдоровича Грузинова.
К 40-летию Великой Октябрьской революции сквер назвали Комсомольским и установили на братской могиле погибших в Гражданскую войну восьмиметровый обелиск из крымского диорита с надписью: «Героям, павшим за власть Советов в 1918-1920 годах, от комсомольцев города. Ноябрь 1957». Таким он сохранился и сейчас, а вот героев Великой Отечественной перенесли на воинское кладбище на улице Старозенитной. Но спешно переносили, видимо: на надгробье лётчика Василия Трубаченко указали неправильную дату рождения - 1915-й, вместо 1912-й, а у танкиста Семёна Борзилова исказили фамилию. В 1965-м в Крым написала его жена Валентина Васильевна с просьбой помочь найти могилу. Помогли и ошибку исправили, об этом 7 мая написал в «Крымской правде» сотрудник общественной приёмной газеты, руководитель регионального штаба Всесоюзного поискового движения Герой Советского Союза Андраник Абрамович Казарян.
В наши дни у памятника Коммунарам уже не проводят митинги, теперь здесь играют дети - неподалёку детская площадка. И в Семинарский - Комсомольский сквер приходят уже новые поколения симферопольцев. Жизнь продолжается.

Наталья ПУПКОВА.