Экзамен для бывалых

Стоит ли вводить переэкзаменовку при замене водительских прав?

9 Февраль 2018 753
От обязательной переэкзаменовки выиграют только автошколы, для остальных нововведение чревато лишними хлопотами.
От обязательной переэкзаменовки выиграют только автошколы, для остальных нововведение чревато лишними хлопотами.

Сдавать или не сдавать? Это вопрос всю прошлую неделю тревожил многих автомобилистов, узнавших о том, что Союз автошкол России предложил Министерству внутренних дел внести некоторые изменения в правилах дорожного движения. Заключаются они преимущественно в том, чтобы обязать автовладельцев при плановой замене водительского удостоверения повторно сдавать экзамен на знание правил дорожного движения.

По мнению авторов этой идеи, такая мера позволит улучшить обстановку на дорогах, поскольку за 10 лет (а именно на такой срок выдаётся удостоверение) в ПДД многое поменялось, и водитель может не знать о внесённых новшествах. Кроме того, за 10 лет многое из того, что водитель знал о правилах дорожного движения, могло быть просто забыто, и освежить старые знания было бы не лишним. В ГИБДД пообещали эту инициативу рассмотреть и вынести свой вердикт.
Рядовые водители, предвидя дополнительные траты и лишнюю мороку, заволновались.
- Пусть сдают те, кто попался на серьёзных нарушениях ПДД. С какой стати я должен пересдавать? У меня стаж 16 лет без единого ДТП. Я правила знаю и за изменениями слежу. А ещё я знаю, что у нас всё будет сделано через одно место. Будут очереди, толкучка, а вместе с ними и взяточничество, - уверен симферополец Сергей Самсонов.
Солидарны с ним и другие автомобилисты. По мнению большинства опрошенных, цель выдвинута благая, поскольку неадекватных водителей на дорогах нынче немало. Однако реализовать её качественно едва ли удастся, поскольку местные регистрационно-экзаменационные отделы ГИБДД с трудом справляются с обслуживанием даже тех, кто получает права впервые. Что будет, если к ним присоединятся ещё и те, кому необходимо просто заменить старые удостоверения, страшно представить.
Впрочем, в Управлении ГИБДД по Республике Крым трудностей не боятся. Его начальник Анатолий Борисенко поддержал  инициативу Союза автошкол.
-  Я обеими руками «за». За 10 лет, на которые выдаётся водительское удостоверение, вводится очень много новшеств, изменяются правила дорожного движения, дорожная обстановка. Водители транспортных средств, как те же медики и другие специалисты, должны периодически подтверждать свою квалификацию, - уверен он.
Однако, реализовывать эту инициативу необходимо постепенно. На первом этапе, по мнению Анатолия Борисенко, обязательный экзамен при замене водительских прав нужно ввести для водителей, перевозя­щих пассажиров, опасные и тяжеловесные грузы.
И только после этого новшество можно распространить на всех шофёров.
В автошколах, конечно, предложение своих коллег оспаривать никто не стал. Александр Лесовой, инструктор одной из симферопольских автошкол, уверен, что как минимум половина из тех, кто сейчас ездит за рулём, не сможет сдать теоретический экзамен.
- У нас по правилам ездить не принято. Некоторым даже кажется, что это постыдное дело - следовать инструкциям из ПДД. Большинство позабывали даже элементарные вещи: правила маневрирования, остановки и стоянки, приоритетность движения. Ездят на рефлексах и интуиции, то есть как попало - рассказывает инструктор. - Мера, предложенная нашими коллегами, очень разумна. Обязательная сдача теории при замене прав в перспективе может решить очень многие проблемы.
Гипотетически так оно и есть, но не стоит забывать, что автошколы непосредственно заинтересованы в ужесточении требований для замены водительских удостоверений. Ведь именно к ним пойдут те, кто не сможет справиться со сдачей теоретического экзамена.
А таких будет немало. Это раньше было допустимо сделать две ошибки при сдаче теории, и при этом экзамен считался сданным. Сейчас на каждую из этих двух ошибок экзаменуемому предложат дополнительно по пять вопросов из той же группы. И здесь уже неточности исключены. Допустил ошибку - на пересдачу. Не можешь выучить сам - иди в автошколу. Так что у последних количество клиентов (учеников) резко возрастёт.
В свете этого факта ожидать от инструкторов и директоров автошкол объективности не стоит. Кто же в здравом уме будет отказываться от дополнительной прибыли?
Другое дело депутаты Государственной Думы, которые по логике должны взвешивать все «за» и «против». В их рядах уверенности в необходимости переэкзаменовки нет. Депутат Госдумы Вячеслав Лысаков, по совместительству являющийся  председателем межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора», идею Союза автошкол не поддержал.
- Право на управление транспортным средством выдаётся по результатам экзамена, и это право бессрочно с учётом обмена водительского удостоверения и физического статуса. Законом предусмотрена пересдача экзаменов водителям, лишённым права управления решением суда за ряд грубых нарушений ПДД. Этого
достаточно, - подчеркнул депутат.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.