В гости к газете

Стать гостем «Крымской правды» далеко не просто

6 Февраль 2018 888
Герой Советского Союза, лётчик Михаил Девятаев подписывает свою книгу сотрудникам «Крымской правды».
Герой Советского Союза, лётчик Михаил Девятаев подписывает свою книгу сотрудникам «Крымской правды».

Для этого надо быть не просто интересным человеком. Ведь, согласитесь, каждый из нас интересен и уникален по-своему, не просто известным - чиновники разного уровня ведь тоже известны в своём кругу. Надо быть личностью, чтобы каждому читателю газеты было интересно «пообщаться» с гостем, узнать о его взглядах и планах.

Впрочем, изначально рубрика «В гостях у «Красного Крыма» (так до 1952 года называлась газета) появилась в 1924-м, и первым гостем стал «человек власти» и даже не первое лицо - старший помощник прокурора Крымской АССР Османа Дивеева товарищ Казьмин. «Он, - как писали наши коллеги 94 года назад, -  рассказал сотрудникам «Красного Крыма», среди которых было много специально приехавших из регионов рабселькоров, о том, как в Крымской АССР ведётся правовая работа с населением, о самых громких делах, в том числе о борьбе с дельцами «чёрной биржи», наживающимися на трудностях крымчан, связанных с денежной реформой».
Первым творческим гостем газеты стал в июле 1926 года пролетарский поэт Владимир Владимирович Маяковский. «Он пришёл в редакцию (она находилась тогда на улице Троцкого,6 (Карла Маркса, Екатерининской) накануне своего выступления в Доме работников просвещения на Пушкинской (ныне гарнизонный Дом офицеров) сам, не дожидаясь провожающего, - вспоминал наш спецкор Макс Поляновский, будущий соавтор книги «Улица младшего сына». - «Маяковский у нас! Уже прошёл к редактору!» - шептались сотрудники газеты. И вот он сидит в глубоком кресле, коротко остриженный, сильно загоревший, в шёлковой рубашке. С каждым заходившим сотрудником Маяковский знакомился, привставал с кресла и крепко пожимал руку. В общем, вёл себя совсем не как полагалось в нашем понимании знаменитости Всесоюзного масштаба. Беседуя с нами, легко переходил с одной темы на другую. Кто-то спросил, как он пишет стихи? «Иногда наизусть - когда строфа стихотворения складывается в уме уже полностью, я тут же перевожу её на бумагу. И только потом кромсаю, правлю, меняю слова или целые строки. С каждым годом работать над стихами мне становится всё труднее. Поэтому, должно быть, немного пишу в последнее время».
Вспоминал коллега и о том, как делал фотоснимок Владимира Маяковского. «У меня была жалкая камера со слабой оптикой и малочувствительной пластинкой. Комната оказалась далеко не светлой. Снять моментально не мог, а просить Владимира Владимировича позировать казалось неудобным. Заметив мою растерянность, он сам сказал: «Если нужна выдержка, я шевелиться не буду. Отсижу смирно. Снимайте!» Выдержка была нужна очень большая - в полминуты. Столько выседить не шевелясь - трудно, но Маяковский высидел, не шелохнувшись. Снимок с газетой в руках получился».
«Я благодарен журналистам «Крымской правды» за понимание и дружескую теплоту. Остаюсь вашим другом - Девятаев». Эти строки на своей книге «Побег с острова Узедом» написал коллективу «Крымской правды» Михаил Петрович Девятаев, Герой Советского Союза, легендарный лётчик. Его самолёт сбили над вражеской территорией, пилота пленили и отправили для техобслуживания самолётов на остров Узедом в Балтийском море. 8 февраля 1945-го он с товарищами смог захватить немецкий бомбардировщик, поднять его в воздух и уйти от преследования врага. В районе линии фронта самолёт обстреляли советские зенитные орудия, пришлось идти на вынужденную посадку. Девятаев доставил командованию стратегически важные сведения о засекреченном центре на Узедоме, где производилось ракетное оружие фашистов. В 1957-м конструктор Сергей Королёв добился, чтобы лётчику присвоили звание Героя Советского Союза.
В 1970-м в редакции, которая находилась уже на улице Горького, 5, побывал Юрий Никулин. Он вместе с постоянным партнёром Михаилом Шуйдиным всегда заходил в гости к коллективу «Крымской правды», когда приезжал на гастроли в Симферопольский цирк, который располагался рядом с редакцией. «Вели себя среди нас по-свойски, -вспоминали коллеги, - непринуждённо, хохмили, острили, с изрядной долей иронии относясь ко всему происходящему». Вот и автограф на память газетчикам Юрий Владимирович оставил ироничный - шарж на самого себя.
Вот такие они, гости газеты, звёздные, но не «зазвездившиеся», искренние, открытые, добрые.

Актёр Юрий Никулин часто бывал в гостях у журналистов «Крымской правды». И таким дружеским автографом-шаржем порадовал наш отдел иллюстраций.

Фото из архива газеты.

Наталья ПУПКОВА.